На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров

Региональная информация
Итоги социально-экономического развития Ростовской области

Характеристика инвестиционных процессов в Ростовской области

 

Итоги последних трех лет свидетельствуют о формировании устойчивой тенденции роста экономики области. Валовой региональный продукт за три года вырос на 33,5 процентов, объем промышленной продукции - на 57 процентов, продукции сельского хозяйства – на 38,0 процентов, объем инвестиций в основные фонды -  на 64,9 процентов. Доля инвестиций в валовом региональном продукте области возросла с 15 до 22 процентов.

 

Общий объем инвестиций к концу 2002 года (по оценке) составит 34,4 млрд. рублей. Наибольший рост инвестиций достигнут в отраслях экономики, имеющих высокую рентабельность и бюджетную эффективность инвестирования:  машиностроении и металлообработке, легкой, пищевой и перерабатывающей  промышленности,  строительстве, связи, торговле.

 

Характерной чертой динамики инвестиционной деятельности в области является обеспечение роста инвестиций, в основном, за счет собственных источников предприятий - прибыли и амортизации. Доля прибыли, направляемой предприятиями в инвестиционную сферу, в 2001 году составила 51 процент от общей суммы прибыли (по оценке в 2002 году – более 60 процентов).

 

Стабилизация экономики, снижение стоимости рублевых кредитов,  улучшение финансового положения предприятий  позволили активно привлекать  кредитные ресурсы финансово-кредитных учреждений как один из источников инвестирования. За три года объем кредитных ресурсов, направляемых в инвестиционную сферу увеличился в 2,8 раза.

 

Рост объемов инвестирования промышленного комплекса области обеспечен в том числе и интересом со стороны иностранных инвесторов. Более половины объема иностранных инвестиций направляется инвесторами в развитие  промышленного комплекса области.

 

Развитие производственной базы обеспечило областной бюджет устойчивыми доходами и дало возможность увеличить прямые бюджетные инвестиции в развитие социальной сферы области: строительство и реконструкцию школ, больниц, автомобильных дорог, систем водоснабжения и канализации. Финансирование объектов социально-коммунальной сферы за период 2001-2002 годы возросло в полтора раза. Объем капитальных вложений за счет средств областного бюджета в 2001 году составил – 654,1 млн. рублей, в 2002 году планируется освоить 1042,7 млн. рублей.

 

В 2001 году возросли темпы строительства жилья, как за счет средств населения, так и за счет средств предприятий. Введено в эксплуатацию 993,2 тыс. кв. м. Более 60 процентов жилья построено индивидуальными застройщиками. В 2002 году за счет всех источников финансирования намечено ввести в эксплуатацию 1000,9 тыс. кв. метров жилья.

 

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития области на 2003 год положительные тенденции, сложившиеся в инвестиционной сфере в 2000-2002 годах, сохранятся и в 2003 году, что позволит обеспечить рост объемов инвестиций за счет всех источников на 113,3 процента к уровню соответствующего периода прошлого года.

 

II.                  Предварительные итоги выполнения Инвестиционной программы Ростовской области 2002 года

 

Реализация Инвестиционной программы Ростовской области в 2002 году была направлена на завершение строительства и реконструкцию объектов социальной сферы, коммунального хозяйства высокой степени готовности, а также стимулирование привлечения инвестиций в эффективные производства и виды деятельности, являющиеся на ближайшую перспективу точками экономического роста и обеспечивающие наращивание инвестиционных ресурсов предприятий и бюджетного потенциала области.

 

В 2002 году продолжено финансирование за счет средств федерального бюджета мероприятий и объектов социальной сферы, жилищного строительства, коммунального хозяйства, производственного назначения и дорожного комплекса. За 9 месяцев 2002 года в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы профинансированы мероприятия и объекты области на сумму 158,58 млн. рублей, за счет средств Фонда Регионального развития – 90,98 млн. рублей, за счет средств федеральных отраслевых министерств – 1021,56 млн. руб.

 

В 2002 году продолжено строительство осетрового завода в Семикаракорском районе,  психоневрологического интерната в г. Сальске; детского дома в ст. Кочетовская, дома-интерната в г. Зверево, противотуберкулезного диспансера в г. Ростове-на-Дону. Осуществляется строительство музыкальной школы им. Глинки в г. Ростове-на-Дону, лечебного корпуса ЦРБ в г.Белая Калитва. Ведутся работы по реконструкции очистных сооружений и городского водопровода в г. Ростове-на-Дону и водовода в г. Таганроге, реконструкции театра им. А.П.Чехова в г.  Таганроге.

 

Из областного бюджета на финансирование объектов социальной сферы и коммунального хозяйства, включенных в Инвестиционную программу Ростовской области на 2002 год, за 9 месяцев направлено 613,36 млн. рублей. За счет средств областного бюджета профинансированы важнейшие объекты социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. Среди них: строительство внеплощадочного хозяйственно-питьевого водоснабжения (г. Донецк), строительство инженерных сетей к ЦРБ (г. Миллерово), реконструкция Донского водопровода (3-я очередь, г. Таганрог), проведение первоочередных мероприятий по ликвидации аварийной ситуации от подтопления (г. Зерноград), реконструкция и расширение водопровода (г. Морозовск), строительство внешнего водоснабжения (с. Ремонтное Ремонтненский район), строительство подземного газопровода (г. Сальск, район Ново-Сальска) и газопроводов в  Кагальницком, Мясниковском, Константиновском, Матвеево-Курганском, Аксайском, Вернедонском  районах, строительство школы на 80 учебных мест в х. Парижский (Верхнедонской район), строительство школы на 546 учебных места в с.Ново Батайское (Кагальницкий район), реконструкция спорткомплекса «Гребной канал «Дон», 1-й пусковой комплекс (г.Ростов-на-Дону), реконструкция областной клинической больницы (г.Ростов-на-Дону), строительство противотуберкулёзного диспансера на 300 коек и 500 посетителей в смену (г.Ростов-на-Дону), реконструкция детского сада на землях военного совхоза «Ростовский» под приют для детей и подростков (г.Ростов-на-Дону), строительство дома- интерната для умственно-отсталых детей на 330 мест (г. Зверево), строительство психоневрологического дома-интерната на 300 мест (г. Сальск), реконструкция Вознесенского Войскового Собора (г. Новочеркасск).

 

Кроме того, в рамках «Областной целевой программы развития системы долгосрочного финансирования жилищного строительства в Ростовской области на 2002-2005г.» из предусмотренных на 2002г. 30,0 млн. рублей за 9 месяцев профинансировано 16,1 млн. рублей, т.е. более 53 % от предусмотренных средств.

 

За счет средств займа Международного банка реконструкции и развития за 9 месяцев 2002 года профинансированы объекты социальной инфраструктуры на сумму 429,8 млн. руб.

 

За 9 месяцев текущего года приняты решения о предоставлении за счет средств областного бюджета, предусмотренных на поддержку деловой активности предприятий и организаций отраслей народного хозяйства, льготных кредитов предприятиям области на общую сумму 84,05 млн. рублей. Среди них: ЗАО «Батайское» (Азовский район), ООО «Донской консервный завод» (г. Семикаракорск), ООО «Батайское производственное объединение «Электросвет» ВОС» (г. Батайск), ОАО «Резметкон» (г. Батайск), ОАО «Мясокомбинат Новочеркасский» (г. Новочеркасск), ООО «Таганрогское УПП ВОС» (г. Таганрог), Пролетарское районное потребительское общество (Пролетарский район), ООО «Дон-Микс» (г. Новошахтинск), ООО «Донецк-Тара» (г. Донецк), ООО «Сулинстройматериалы» (г.Красный Сулин), ООО «Сулин мягкая кровля» (г. Красный Сулин).

 

В соответствии с Областным законом от 04.02.98 № 66-ЗС «О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области»,  в рамках  реализуемых инвестиционных  договоров, предоставлены налоговые льготы предприятиям -  ОАО «Тагмет»  для реализации проекта по строительству «печь-ковша» и редукционно-растяжного стана; ЗАО «Фамадар Картона ЛТД» (г. Таганрог) для реализации проекта по производству  гофрокартона и тары;  ООО «Праймери Дон» (г. Ростов-на-Дону) для организации производства резаного табака и табачных смесей в промзоне «Заречная»;  ООО  фирма «Актис» (г. Новочеркасск) для строительства второй очереди стекольного завода в г. Новочеркасске; ОАО «ИнфоТЕКС Таганрог Телеком» для развития цифровой наложенной сети в г. Таганроге; ОАО «Балтика-Дон» для поэтапной модернизации мощностей предприятия, ЗАО «Донтелеком» (г. Ростов-на-Дону) для развития  сотовой связи стандарта GSM-900  в северных и восточных районах области. 

 

В соответствии с Областным законом от 04.10.2000 № 106 «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области» предоставлен инвестиционный налоговый кредит ЗАО «Донтелеком» (г. Ростов-на-Дону) для реализации проекта «Развитие сотовой связи стандарта GSM-900  в северных и восточных районах области».

 

Приняты решения о субсидировании предприятиям легкой промышленности процентных ставок по привлеченным кредитам на общую сумму 17 млн. рублей (среди них ЗАО «Донобувь» (г. Ростов-на-Дону), ЗАО «Донтекс» (г. Шахты), ПК «Азовская швейная фабрика»,  ЗАО РПКФ «Виктория» (г. Ростов-на-Дону), ЗАО «Швея» (г. Гуково). При этом объем привлеченных кредитов коммерческих банков составил 208 млн. руб. По привлеченным сельхозпроизводителями и другими предприятиями агропромышленного комплекса кредитам коммерческих банков приняты решения о субсидировании процентных ставок на общую сумму 61,3 млн. руб., в том числе ООО «АгроСоюз Юг Руси», ОАО «БИФ-Агро» (г. Ростов-на-Дону), СПК «Родина» (Кагальницкий район), ОАО «Новомартыновское» (Мартыновский район). Сумма привлеченных кредитов по ним составила 612,7 млн. руб.

 

Продолжается работа с профессиональными участниками рынка инвестиций по вопросам взаимодействия в инвестиционной сфере: банками, страховыми организациями, Ростовской валютно-фондовой биржей.

 

Создана база данных потенциальных инвесторов инвестиционных фондов  и программ технической помощи  правительств европейских стран,  действующих и проявляющих интерес к работе на территории области.

 

Осуществлялась работа по дальнейшему формированию инвестиционного имиджа области.

 

Информация об инвестиционной деятельности области регулярно представляется в журналах «Рынок ценных бумаг», «Российский экспортер»,  региональных средствах массовой информации. Кроме того, создан и  постоянно обновляется сайт Ростовской области в сети ИНТЕРНЕТ.

 

Предложения об участии в реализации проектов, включенных в Инвестиционную программу области на 2002 год, а также информация об инвестиционном климате Ростовской области презентованы представителям деловых кругов Земли Рейнланд-Пфальц (ФРГ), Австрии, Италии, экономической миссии Турции, Венгрии, Нидерландов, а также коммерческим банкам - ОАО «Альфа-банк», «КБ Гута-Банк», «ИБГ НИКойл», Юго-западный банк Сбербанк России. Инвестиционные проекты области презентованы в рамках проведения Санкт-Петербургского экономического Форума, Всероссийского инвестиционного Форума «Золотой запас Отечества», всероссийского научно-промышленного Форума «Россия единая».

 

Вопросы инвестиционного развития региона, привлечения внебюджетных инвестиционных ресурсов для реализации инвестиционных проектов области в июне текущего года рассмотрены совместно с руководителями экономических служб муниципальных образований, руководителями предприятий и финансово-кредитных учреждений, инвестиционных и консалтинговых компаний в рамках проведения круглого стола «Инвестиционная политика и формирование инфраструктуры рынка инвестиций» научно-практической конференции «Реализация Концепции экономической политики Ростовской области».

 

На территории области продолжается реализация совместных проектов в рамках программ ТАСИС, Российско-американской школы бизнеса (РАШБ), Института «Открытое общество» (Фонд Сороса), Совета по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС), Института подготовки и переподготовки специалистов РГСУ ( за счет средств министерства обороны Великобритании), ЗАО «Российско-Британский Консалтинговый Центр, Центра Британского Совета.

 

С целью представления экономического потенциала региона на международном уровне и стимулирования внешнеторговой и инвестиционной деятельности подготовлен и проведен ряд внешнеэкономических мероприятий- международный экономический форум «Дни Великобритании на Дону», «Дни Франции в Ростовской области», «Дни Индии в Ростовской области»,  переговоры с представителями деловых кругов Земли Рейнланд-Пфальц (ФРГ), Австрии, области Марке (Италия), с представителями экономической миссии Турции, Венгрии, Нидерландов.

 

До конца 2002 года работа по реализации Инвестиционной программы 2002 год будет продолжена.


III. Основная цель, задачи и структура Инвестиционной программы на 2003 год

 

Инвестиционная программа Ростовской области на 2003 год (далее – инвестиционная программа) формируется в соответствии с Концепцией экономической политики Ростовской области, утвержденной решением Законодательного Собрания области от 29.09.99 № 34, Областным законом от 04.02.98 № 66-ЗС «О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области».

 

В условиях исполнения основных параметров прогноза социально-экономического развития области на 2003 год основная цель Инвестиционной программы Ростовской области на 2003 год - сохранение ежегодного прироста валового регионального продукта области - не менее 6%, прироста объёма промышленной и сельскохозяйственной продукции - 5-7% и прироста объемов инвестиций – не менее 10%.

 

Основные задачи Инвестиционной программы  Ростовской области на 2003 год:

 

-  обеспечение эффективного использования инвестиционных возможностей области;

- привлечение инвестиционных ресурсов для обеспечения инвестиционного развития;

- обеспечение проведения инновационных мероприятий для повышения конкурентоспособности предприятий области;

- содействие развитию отраслей и подотраслей экономики области, продукция и услуги которых пользуются устойчивым спросом на рынке.

 

Инвестиционная программа Ростовской области определяет подходы и принципы:

 

- строительства объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, финансируемые за счет средств областного бюджета;

 

- реализации инвестиционных проектов предприятий и организаций области, обеспечивающих рост валового регионального продукта, бюджетных отчислений, уровня благосостояния населения области.

 

Инвестиционная программа Ростовской области является частью капитальных расходов областного бюджета на очередной финансовый год и определяет годовые ассигнования на капитальные вложения.

 

Отбор строек и объектов, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета, осуществляется Администрацией области, исходя из следующих принципов:

 

- обеспечения максимальной социально-экономической эффективности инвестиционных расходов бюджета;

 

- четкого разграничения инвестиционных обязательств между федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъекта Федерации и местными органами власти;

 

- финансирования в первоочередном порядке переходящих объектов, строительство которых завершается в соответствующем году, а также объектов, для которых государственным заказчиком обеспечивается привлечение внебюджетных средств (в том числе объекты, финансируемые за счет средств займа МБРР);

 

- выделения средств на вновь начинаемые стройки и объекты производственного назначения после удовлетворения потребностей в финансовых средствах для переходящих строек и объектов;

 

- направления капитальных вложений преимущественно на стройки и объекты государственного сектора экономики. Включение строек и объектов негосударственных коммерческих организаций исключительно на условиях передачи в областную собственность пакета акций (долей) этих организаций по рыночной стоимости, эквивалентной размеру бюджетных инвестиций;

 

Основные расходы будут направлены на решение важнейших социальных проблем областного уровня:

 

- обеспечение жителей области жильем, объектами водоснабжения и канализации, а также повышение качества предоставляемых в указанных сферах услуг;

 

 - газификация населенных пунктов области (строительство подводящих газопроводов высокого и среднего давления);

 

- строительство объектов образования;

 

- повышение качества медицинского обслуживания, в том числе, связанного с оказанием социальной помощи  отдельным категориям населения (инвалидам, престарелым);

 

- повышение качества и расширение спектра услуг социально-культурного и туристско- рекреационного комплекса.

 

При поступлении дополнительных доходов областного бюджета часть из них используется для финансирования капитальных вложений с учетом установленных  настоящей инвестиционной программой принципов и направлений расходования.

 

Реализация инвестиционных проектов, обеспечивающих рост валового регионального продукта, бюджетных отчислений и уровня благосостояния населения области должна осуществляться с учетом текущих и долгосрочных приоритетов развития экономики области.

 

К текущим приоритетам относятся инвестиционные проекты, которые предполагают быструю окупаемость вложенных средств (1-2 года) и высокую бюджетную эффективность, в т.ч. по отраслям:

 

- агропромышленный комплекс;

 

- лёгкая промышленность;

 

- производство строительных материалов для массового жилищного строительства.

 

К долгосрочным приоритетам относятся инвестиционные проекты с высокой бюджетной эффективностью и длительным  сроком окупаемости (свыше 2-х лет), в т.ч. по отраслям:

 

- машиностроение (в т.ч. сельскохозяйственное) и металлообработка;

 

- электровозостроение;

 

- черная и цветная металлургия;

 

- лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;

 

- химическая промышленность;

 

- связь;

 

- торговый комплекс (развитие оптовой торговли) и общественное питание;

 

- туристско-рекреационный и санаторно-курортный комплекс.

 

Особое внимание должно уделяться развитию стратегических отраслей, отражающих хозяйственную специализацию области и требующих значительных объемов инвестиций, длительных сроков освоения и окупаемости:

 

-                     отраслей топливно-энергетического комплекса (угольная промышленность, добыча газа, электроэнергетика);

-                     отраслей транспортного комплекса (в том числе транспортных коммуникаций, транспортной инфраструктуры).

 

Экономический рост области должен обеспечиваться усилением его инновационной составляющей с учетом реструктуризации  и модернизации оборонного комплекса области: развитие высокотехнологических производств и  формирование современных информационно-компьютерных систем.

 

Инвестиционная политика в территориальном разрезе (города и районы области) должна обеспечивать в 2003 году исполнение темпов инвестиционного развития, заявленных территориями, как основы социально-экономического развития области в целом.         

 

Инвестиционная политика по отношению к территориям должна строиться с учетом их природно-географических особенностей и условий, ресурсной обеспеченности (в т.ч. производственными и трудовыми ресурсами), сложившегося уровня социального развития и хозяйственной специализации, а также потенциала экономического развития.

 

Так, по отношению к шахтерским городам основным приоритетом инвестиционной политики является диверсификация экономики и сокращение уровня безработицы на основе развития смежных отраслей.

 

По отношению к районам восточной зоны области - возрождение и развитие отраслей агропромышленного комплекса, прежде всего животноводства, и организация переработки  и сбыта произведенной продукции.

 

Особое внимание должно быть уделено развитию тех территорий, которые имеют высокий потенциал покрытия расходов местного бюджета собственными доходами, а также развитию территорий, обусловивших за последние годы указанную тенденцию.

 

При этом базой инновационного развития области в краткосрочной перспективе должны стать территории, имеющие высокий научно-технический, кадровый и промышленный потенциал.

 

Рост валового регионального продукта, бюджетных отчислений и уровня благосостояния населения области будет обеспечен реализацией инвестиционных проектов и предложений, включенных в Реестр инвестиционных объектов Ростовской области (далее - Реестр), а также исполнением мероприятий по привлечению инвестиций.

 

Формирование Реестра и мониторинг реализации включенных в него объектов осуществляется в порядке, устанавливаемом Администрацией Ростовской области. Основная форма работы по реализации объектов Реестра - разработка и мониторинг индивидуальных организационно-финансовых схем с учетом политики финансовой поддержки за счет средств областного бюджета и привлечения внебюджетных ресурсов.


 

IV.                Финансовое обеспечение Инвестиционной программы 2003 года и мероприятия по ее реализации

 

Инвестиционная политика в 2003 году будет направлена на закрепление позитивных тенденций, сформировавшихся в экономике области, и обеспечение экономического роста за счет дальнейшей активизации инвестиционного процесса.

 

Поставленная цель будет реализовываться на основе использования эффективных механизмов мобилизации инвестиционных ресурсов, дальнейшего развития инвестиционной инфраструктуры, совершенствования нормативно-правовой базы, повышения профессионального уровня информированности участников инвестиционного процесса.

 

Инвестиционная программа включается в состав расходов областного бюджета как расходы на капитальные вложения (строительство объектов ЖКХ и социально-культурной сферы) и как текущие расходы (в части средств, предусматриваемых в областном бюджете на субсидирование предприятиям и организациям части процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных учреждениях).

 

Бюджетные ассигнования на капитальное строительство за счет средств областного бюджета предусмотрены в соответствии с приложением к настоящей Программе. При этом в 2003 году сохранится финансирование объектов за счет средств займа МБРР.

 

Кроме того, предусматривается финансирование объектов ЖКХ и социально-культурной сферы из федерального бюджета и, в первую очередь, по объектам, включенным в Федеральную целевую программу «Юг России», Федеральную адресную инвестиционную программу.

 

Источниками финансирования инвестиционных проектов, обеспечивающих экономический рост в области, будут собственные средства предприятий и организаций; кредиты коммерческих банков, другие привлеченные средства; средства областного и федерального бюджетов (согласно расходам, утвержденным в бюджетах соответствующего уровня).

 

При этом основными формами финансовой поддержки предприятий из областного бюджета в соответствии с областными законами от 04.02.98 № 66-ЗС «О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области» и от 04.10.00 № 106-ЗС «Об инвестиционном налоговом кредите в Ростовской области» остаются:

 

- льготы по налогу на прибыль, имущество и земельному налогу;

- инвестиционный налоговый кредит;

-государственные гарантий Ростовской области по кредитным заимствованиям;

- субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам коммерческих банков.

 

Предоставление финансовой поддержки будет осуществляться на конкурсной основе в порядке, установленном Администрацией области. Основной критерий отбора инвестиционных проектов - высокая бюджетная эффективность проекта.

 

Важным направлением работы по привлечению финансовых ресурсов к реализации проектов останется укрепление сотрудничества и установление новых деловых отношений с международными финансовыми организациями и иностранными инвесторами. В частности, по привлечению иностранных инвестиций в развитие туристско-рекреационного  и спортивно-развлекательного комплекса.

 

В рамках межгосударственного сотрудничества, наряду с работой по созданию совместных предприятий, будет продолжена и расширена работа по привлечению и использованию финансовых средств и технической помощи международных финансовых организаций.

 

Меры по реализации инвестиционной программы, сформированные с учетом обозначенных целей и задач, принимаются Администрацией области и должны быть направлены на:

-развитие рынка ценных бумаг, лизинговых отношений и системы страхования инвестиционных рисков;

-создание залоговой (гарантийной) системы;

-обеспечение инновационного наполнения инвестиций и переориентацию финансово-кредитных учреждений на предоставление инвестиционных кредитов;

- функционирование на территории области центров компьютерных технологий, технопарков и других инновационных структур, обеспечивающих внедрение и освоение современных технологий, в том числе информационных.

 

Кроме того, будет продолжена работа по внесению инициативных предложений в части изменений и дополнений к федеральным и региональным нормативно-правовым документам по вопросам развития экономики, в том числе регламентирующим инвестиционную деятельность.



к списку регионов и тем





Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна