|
|
Выбрасывайте бутылки.
Этим вы поможете турецким стеклодувам
Один из крупнейших в Европе производителей стекла, турецкая компания Sise Cam Fabrikalari A.S., начинает производство в России. Успех проекта во многом зависит от того, перестанут ли россияне сдавать пивные бутылки.
Sise Cam, чей оборот в прошлом году составил $1, 2 млрд, производит стеклянную посуду, бутылки, банки, строительное стекло и др. Но в России компания начнет с бутылок. Она, как и многие другие производители стекла, решила воспользоваться недавним бурным ростом отечественного пивного рынка. Хотя сейчас этот рост замедлился, резервы есть: можно еще сделать так, чтобы пивоварни перестали закупать использованную тару.
Первая турецкая бутылка должна сойти с конвейера в г. Гороховце Владимирской области. Sise Cam выкупила у местного завода "Элеватормельмаш" недостроенный корпус и собирается инвестировать в производство $24 млн. Компания намерена производить 250 млн бутылок в год, сказал Недим Нарли, возглавляющий проект. Как сообщили "Ведомостям" в администрации области, ЗАО "Русджам" со 100%-ным турецким капиталом сейчас проходит регистрацию.
Группа Sise Cam Fabrikalari A.S. принадлежит турецкому банку Is Bankasi. На территории СНГ у компании уже есть один завод в Грузии, построенный в 1998 г. с участием ЕБРР. Предприятия, входящие в группу, производят множество разных изделий из стекла, в том числе посуду под брэндом Pasabahce. В прошлом году суммарный оборот 25 предприятий составил $1,2 млрд.
В течение последних полутора лет возникло множество "бутылочных" проектов. "Салаватстекло" запустило производство водочной тары, ЕБРР приобрел 40% акций Покровского стекольного завода (крупнейшего производителя дефицитных коричневых пивных бутылок), американский инвестиционный фонд Agribusiness инвестировал $15 млн в производство бутылок компанией "Раско". Последняя сейчас обеспечивает 60% потребностей российской "дочки" турецкой пивоварни Efes Pilsener. В этом году пивоварне понадобится 270 млн бутылок. В Efes не исключают, что теперь их стратегическим партнером на российском рынке станут земляки из Sise Cam. Однако инвесторов "Раско" это совсем не пугает. Как не пугает и то, что рынок пива уже не будет расти прежними темпами.
Последние четыре года объем российского рынка пива увеличивался на 25 - 30% в год. В этом году аналитики ожидают лишь 15%-ного роста. Но Грегори Беренштейн, вице-президент фонда Agribusiness, убежден, что и это много. А рынок пивных бутылок, по его словам, будет расти еще быстрее, потому что предприятия будут отказываться от повторного использования бутылок. "Кто себя уважает, оборотной бутылкой пользоваться не будет", - уверен Беренштейн.
В советское время почти все производимое пиво и водка разливались в бутылки, бывшие в употреблении. Стеклозаводы выпускали столько бутылок, сколько было необходимо лишь для восполнения битой тары. И сейчас из 10 млрд бутылок в год, используемых российскими пивоварнями, 90% - это бутылки, сдаваемые населением. В Польше на б/у тару приходится не более 5% рынка пивной бутылки, а в России значительный прогресс пока произошел только на водочном рынке - в старые бутылки разливают уже лишь четверть напитка. Sise Cam станет крупным игроком на рынке новых бутылок, емкость которого сейчас составляет около $700 млн.
Правда, в пунктах приема стеклотары говорят, что они принимают столько же бутылок, сколько и прежде, и не верят, что ситуация изменится. "Бутылки сдают алкоголики. Будут алкоголики - будут и бутылки", - сказала "Ведомостям" сотрудница производственно-заготовительного предприятия вторичных ресурсов "Перерва" в Москве. Ведомости
Архив публикаций
|
|
|