На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров

Публикации региональной прессы 08.02.2001

 Экономика замерла. Перед прыжком или падением?

Сейчас многие эксперты спорят, какие экономические перспективы нас ждут в этом году. Свою точку зрения высказывает обозревателю газеты "Время МН" Евгении ПИСЬМЕННОЙ руководитель Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Андрей БЕЛОУСОВ.
- Андрей Рэмович, складывается впечатление, что даже правительство не уверено в своих прогнозах. Как недавно заметил министр Герман Греф, окончательные расчеты лучше все-таки делать в середине года.
- А еще лучше в конце, хотя тоже можно ошибиться. Вспомним прогнозы Минэкономразвития прошлого года. Бюджет-2001 разрабатывался исходя из оценки объема ВВП на 2000 год в
6450 млрд. руб. Потом министерство уточнило цифру, и в декабре в правительство поступил доклад с оценкой ВВП - 6700 млрд. руб. А в конце концов вышли примерно на 6900 млрд. руб. Разница существенная.
Чтобы понять, что нас ждет, давайте сначала посмотрим, что было. А были две волны экономического подъема. Первая началась сразу после спада 1998 года. С октября 1998 года по июнь 1999 года наша экономика стала интенсивно расти - с темпом 2 проц. в месяц. В основе роста лежала, конечно, девальвация, которая подействовала двояко. С одной стороны, внутренний рынок расчистился от импорта. А с другой - произошло перераспределение доходов в пользу предприятий: они получили дополнительно 43 проц. реальных доходов, а население потеряло 26 проц. Предприятия эти доходы стали вкладывать прежде всего в накопление запасов. Соответствующий спрос создал импульс роста для сырьевых отраслей. В результате, хотя сырьевой экспорт в то время не рос, сырьевые отрасли стали наращивать производство. Параллельно с некоторым запаздыванием активизировался спрос на капиталовложения, который подтянул инвестиционные отрасли. А потребительские отрасли не рухнули, хотя снизились доходы населения, потому что сработало импортозамещение. Вот такая интересная "загогулина" получается: реальные доходы населения снизились, импорт - тоже, экспорт стагнировал, а экономика выросла.
В ноябре 1999 года началась вторая волна подъема, примерно вдвое менее интенсивная, чем первая. Механика этой волны была иная.
Во-первых, доходы производителей трансформировались через повышение реальной зарплаты в потребительский спрос. Во-вторых, мировые цены на нефть подскочили, в результате расширился экспорт. В-третьих, возник настоящий инвестиционный бум. Причем на базе отечественного оборудования. Вторая волна роста закончилась в июне 2000 года.
- Получается, с лета прошлого года российская экономика расти перестала?
- По нашим расчетам, перестала. И не растет до сих пор. Хотя и о спаде говорить нельзя. Просто на протяжении полугода мы фиксируем нулевые темпы роста. В третьем квартале был ноль, в четвертом темпы снизились где-то на 2 процента.
Но 2 процента за квартал - это не спад, а скорее конъюнктурные колебания. За последнее десятилетие в России было три спада: летом 1992 года, осенью 1993-го и в 1998-м. Спад - это когда экономические показатели уменьшаются на 2-3 проц. в месяц. А нынешнюю ситуацию я бы назвал стагнацией.
Начался процесс, который я называю реставрационным. Речь идет о спонтанном возврате к до-кризисным пропорциям воспроизводства, рост в которых весьма затруднен. Это проявилось и в повышении валютного курса (более 15 проц. за прошедший год), и в росте реальной зарплаты (на 23 проц.), цен и тарифов естественных монополий. Но самое главное, произошли структурные сдвиги в обороте доходов.
- В чем суть структурных сдвигов?
- Выиграл в прошедшем году в распределении доходов только бюджет расширенного правительства, то есть федеральный бюджет, бюджеты регионов и государственные внебюджетные фонды вкупе. Его доходы выросли примерно на 3 процентных пункта ВВП, в основном за счет экспорта. Образовавшаяся прибавка пошла не на увеличение конечного спроса, а сугубо на бюджетный профицит и стерилизацию денежной массы. Возник следующий сюжет. Центральный банк мужественно сражался с притоком нефтедолларов, чтобы он не захлестнул валютный рынок и не обрушил доллар. Это больно ударило бы по конкурентоспособность предприятий. Однако оборотной стороной скупки ЦБ нефтедолларов стал рост рублевых остатков, оседавших на корсчетах банков. Это создает опасность инфляции и дестабилизирует валютный рынок. Были периоды, когда на счета в ЦБ "закачивалось" по 45-50 млрд. руб. за квартал. Эти деньги шли не на государственные инвестиции, не на увеличение зарплаты бюджетникам, не на оборону - никуда. Они просто оседали в ЦБ в виде монетарного запаса для снижения негативного эффекта от денежной эмиссии.
- Что нас ждет в этом году?
- Есть два варианта развития событий. Если мы просто останемся на "плато", которое сложилось во втором полугодии прошлого года, то это будет означать, что рост промышленности и ВВП составит примерно 2-2, 5 проц. Для России 2 проц. - это нижняя граница отсчета. А верхняя граница находится в районе 5-6 проц., что определяется тенденциями изменения конечного спроса. К тому же в экономике образовался очень большой инвестиционный потенциал. За последние два года сильно выросли валовые сбережения, которые используются на инвестиции только лишь наполовину. Сейчас общий объем валовых национальных сбережений - это 34 проц. ВВП. А раньше было 18-20 проц. Учитывая имеющийся разрыв между сбережениями и инвестициями, в 2001 году прирост капиталовложений может составить 10 проц. по сравнению с 2000-м. Тогда внутренний спрос на товары вырастет на 7-8 проц. Если бы параллельно выросли экспорт и нерыночные услуги, то Россия повторила бы подвиг 2000 года - рост экономики на 7 проц. за год, что вряд ли возможно. Экспорт вырастет в лучшем случае на 1-2 проц., а нерыночные услуги, которые формируются госбюджетом и внебюджетными фондами, увеличатся не более чем на процент. Так что больше четырехпроцентного роста ждать не приходится.
-А президент давал задание правительству достичь 7 проц. роста экономики в этом году.
- Основания для 7 проц., конечно, есть. Но для этого надо сделать следующее: ограничить импорт, не платить по долгам Парижскому клубу, все дополнительные доходы бюджета пустить на расширение внутреннего спроса, а рост экспорта обеспечить хотя бы на 4-5 проц. Но поскольку никто не знает, как это сделать, то семипроцентного роста ждать не приходится.
- Советник президента Андрей Илларионов связывает наступление спада с избытком в стране валюты. По его мнению, для России в настоящий момент это благо. Для меня его мнение звучит довольно странно.
-Для многих экономистов, поверьте, тоже. Но определенный резон в его высказываниях есть. В 2000 году сальдо торгового баланса составило примерно 60 млрд. долл. Это действительно образовало огромный приток валюты, который достигал порядка 4-5 млрд. долл. в месяц, на внутренний рынок. Поэтому власти были поставлены перед дилеммой - либо снимать валюту, либо просто закрыть на это глаза (но тоща мы бы получили резкое падение курса доллара с тяжелым ударом по конкурентоспособности на внутреннем рынке). Это ведет к рецессии, спаду. ЦБ может снимать избытки валюты, увеличивая валютные резервы. Но эта простая операция сопровождается эмиссией, что может вести к инфляции. В прошлом году 1 млрд. прироста валютных резервов давал прирост денежной базы примерно на 5 проц. Если мы хотим, чтобы денежная база росла соразмерно темпу инфляции, значит, за год можно закупать в резервы не больше 3-4 млрд. долл., а резервы между тем выросли на 16 млрд. долл. Поэтому приходится заниматься стерилизацией эмиссии. Самый простой способ стерилизации - формировать бюджетный профицит. Но все это - теория. На практике монетарная власть лавирует между тремя рифами, выбирая оптимальную линию: падением курса, высокой инфляцией и бюджетным профицитом (искусственным сдерживанием роста расходов государства). Надо сказать, в прошедшем году это было сделано отлично. При таком притоке валюты и курс доллара не обвалили, и существенно увеличили резервы, и инфляцию не раскрутили. Вывоз капитала в подобной ситуации, конечно, облегчает жизнь монетарным властям, потому что снижает давление валюты на рынок. Но из-за вывоза капитала не используются валовые сбережения. Получилось так, что мы снизили потребление, а эффект от этого снижения пошел не на внутренние инвестиции, а на вывоз капитала, то есть на кредитование остального мира. Между тем от недостатка инвестиций страдает наша экономика.
08.02.2001

Время МN

Архив публикаций


Подписка на новости

Вы можете оформить подписку на ежедневное получение новостей, связанных с инвестициями
Введите ваш e-mail:





Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна