На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров


Новости инвестиций 27.03.2006

 "Особые экономические зоны - это не кластеры"

Кластерная стратегия является сейчас в мире едва ли не самым модным инструментом государственной политики повышения конкурентоспособности. Ею всерьез заинтересовались и в России. О том, что же такое кластеры и в чем могут состоять особенности российских кластеров, рассказал Алексей Праздничных, доцент АНХ, партнер консалтинговой компании Bauman Innovation, руководителдь разработки проекат "Концепции развития территориальных производственных кластеров", подготовленный Минэкономразвития (МЭРТ) при помощи Академии народного хозяйства, Минобрнауки и экспертов консалтинговой компании Bauman Innovation.


В: Расскажите, пожалуйста, что следует понимать под региональным отраслевым кластером?


О: Кластер может быть представлен в форме пирамиды, которая состоит из трех уровней. Первый – это лидирующие компании, экспортирующие продукцию, услуги за пределы региона. Второй уровень – это сеть поставщиков, большое количество мелких и средних компаний, которые составляют так называемую экосистему и поставляют комплектующие, услуги для ключевой компании. И третий уровень – это бизнес-климат, социально-экономическая инфраструктура. Это различные организации, обеспечивающие ключевую компанию человеческими, финансовыми ресурсами, инфраструктурой.


Таким образом, кластер представляет собой организм, или "региональную экосистему". Этот организм обеспечивает конкурентоспособность ключевых участников кластера.


В: В России кластерами часто называют очень многие образования, в том числе и ОЭЗ...


О: Я бы хотел определить, что не является кластером, хотя это часто ассоциируется с кластерами. Кластер – это не холдинговая структура, которая объединяет компании в регионе. Кластер – это не ассоциация компаний, которая объединяет компании в регионе. Кластер – это ни в коем случае не технопарк и не бизнес-инкубатор, не промышленный парк и не ОЭЗ. Нельзя сказать, что кластер – это бывший территориальный производственный комплекс или научно-производственное объединение. Но все элементы инфраструктуры, доставшейся нам от советского времени, или новые элементы инфраструктуры могут быть частью кластеров.


В: В России, по-вашему, существуют кластеры?


О: В России существуют потенциальные региональные кластеры. К сожалению, пока данных по кластеризации экономики для России нет. Мы только начали проект с Гарвардской школой бизнеса по выявлению кластеров в экономике России. Результаты появятся в июне–июле. После этого мы сможем более доказательно отвечать на вопросы о кластерах в России.


В: Какова, по-вашему, роль государства в развитии кластеров?


О: Сложность кластерной политики заключается в том, что она существует на разных уровнях и должна состоять из скоординированных действий федеральных и региональных властей. Если разобрать кластерную политику в США или европейских странах, то можно увидеть как минимум два уровня, на которых она существует: национальный и региональный. Сейчас появляется третий уровень – межгосударственный. Мы пытались проанализировать национальную политику развития кластеров – хотелось понять, существуют ли какие-нибудь универсальные инструменты развития кластеров. Оказалось, что нет.


В: Какую кластерную политику следовало бы, с вашей точки зрения, проводить правительству России?


О: У нас была очень интересная дискуссия с коллегами из Минэкономразвития. Мы постарались подойти прагматично к пониманию того, какая модель может подойти России. Существуют некоторые особенности кластерной политики и очень сильные особенности России. Первая особенность кластерной политики, осложняющая реализацию какой-либо федеральной кластерной политики в больших масштабах,– это большие различия между кластерами не только в разных отраслях, но и в пределах одной отрасли, но в разных регионах.


Следующая ключевая проблема кластерной политики: кластер существует на уровне региона, однако часто это независимые компании. Задача кластерной политики в этом случае стимулировать их к сотрудничеству. Этим процессом сложно управлять с федерального уровня.


Следующий момент – специфические условия самой России. Во-первых, ограниченность финансовых ресурсов: Россия не может в ближайшие три года потратить столько денег для развития кластеров, сколько собирается потратить, к примеру, Франция. Второе: очень весомы административные ограничения. Третье: это географические масштабы России, у нас просто огромное количество кластеров, так что в них можно запутаться, это не Финляндия и не Швеция. Предпоследняя проблема: мы все же опасались выбирать для России какие-то отраслевые или региональные приоритеты. И последнее: в России есть отраслевые министерства, которые отвечают за отдельные отрасли.

Ярославия

Источники новостей и публикаций

Архив новостей

Назад   март, 2006   Вперед
 Пн   Вт   Ср   Чт   Пт   Сб   Вс 
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Поиск новостей

Вы можете найти интересующие вас новости в нашей базе, используя форму поиска ниже. Введите необходимые ключевые слова или целую фразу и нажмите "Поиск"






Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна