На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров

Архив мероприятия


Парламентские слушания
"ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИЙ"

30 ноября 2000 года
г. Москва, Георгиевский переулок, дом 2.
Малый зал Государственной Думы.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
(методические рекомендации)
"ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕФОРМ В РОССИИ - РАЗРАБОТКА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕГУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

5. МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ О РЕГУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(О мерах государственного регулирования инвестиционной деятельности на территории субъекта Российской Федерации)

Настоящий закон определяет правовые и экономические условия инвестиционной деятельности на территории субъекта Российской Федерации, формы государственной поддержки в целях развития территории, обеспечения защиты прав и законных интересов инвесторов.

Было бы целесообразно распространить действие настоящего закона как на российских инвесторов, так и на иностранных. Предлагается однозначно зафиксировать одинаковый режим защиты прав для всех субъектов инвестиционной деятельности, определенных в настоящем законопроекте.

Статья 1. Законодательство субъекта Российской Федерации об инвестиционной деятельности.

Правовую основу регулирования инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы в области регулирования инвестиционной деятельностью, конституция (устав) субъекта Российской Федерации, настоящий Закон, а также иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации в области регулирования инвестиционной деятельности.

Обязательно должен устанавливаться приоритет Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Необходимо обратить внимание законодателя, что основные понятия, касающиеся инвестиционной деятельности, уже установлены действующим федеральным законодательством.Вместе с тем, во избежание разночтений было бы целесообразно использовать предложенные в настоящем модельном законе определения.


Статья 2. Основные понятия, используемые в Законе:

инвестиции - сделки в отношении объектов гражданских прав, не изъятых из оборота и не ограниченных в обороте по приобретению инвестором имущественных прав, в том числе удостоверенных ценными бумагами, права требования в целях получения прибыли или достижения иного положительного эффекта;

Из данного определения следует, что под инвестициями понимается любая форма вложения инвестором средств, сопровождаемая либо вступлением; инвестора в имущественные права (акции, право на объект) либо приобретением права требования (договор лизинга).

инвестиционная деятельность – совокупность действий по осуществлению инвестиций;

инвестор - любое юридическое или физическое лицо, объединение юридических лиц, осуществляющее инвестиционную деятельность.

Статья 3. Объект инвестиций.

Объектами инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации могут быть объекты гражданских прав, не изъятые из оборота, находящиеся в государственной и иной собственности и не запрещенные законодательством к инвестированию.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно - гигиенических и других норм, установленных законодательством, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Статья 4. Инвестиционный проект.

Инвестиционный проект - это обоснование экономической целесообразности, объема, последовательности и сроков осуществления инвестиционной деятельности, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описанием практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Термин «инвестиционный проект» понимается в двух смыслах:

как комплект документов, содержащих формулирование цели предстоящей деятельности и определение комплекса действий, направленных на ее достижение;

как сам комплекс действий, направленных на достижение сформулированной цели.


Срок окупаемости инвестиционного проекта – срок со дня начала осуществления инвестиционного проекта в виде перечисления или передачи инвестором денежных средств или иного имущества, необходимых для осуществления проекта, до дня, когда у инвестора разность между полученной суммой части прибыли с амортизационными отчислениями и объемом произведенных инвестиций приобретает положительное значение.

Субъект Российской Федерации для регулирования инвестиционной деятельности обязательно должен вводить настоящее понятие, т.к. это будет иметь значение для предоставления льгот (например, налоговых), а также при решении вопроса о включении инвестиционного проекта в государственную инвестиционную программу, что в свою очередь будет способствовать привлечению дополнительных средств (из бюджета субъекта Российской Федерации) в инвестиционный проект.

Статья 5. Субъекты инвестиционной деятельности.

Субъектами инвестиционной деятельности могут являться любые участники инвестиционного проекта.

Статья 6. Права инвесторов.

Все инвесторы, включая иностранных, имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности на территории субъекта Российской Федерации.

Инвесторы имеют право:

  • самостоятельно определять направления, формы и объекты инвестиций, привлекать иных лиц к инвестиционной деятельности;
  • самостоятельно использовать прибыль, полученную от реализации инвестиционного проекта;
  • осуществлять иные действия, не запрещенные федеральными законами.
Все эти права закреплены федеральным законодательством. Субъекты Российской Федерации не вправе ограничивать права инвесторов.

Статья 7. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности.

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

  • соблюдать законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • выполнять требования государственных стандартов, норм, правил и других нормативов, установленных федеральным законодательством;
  • выполнять требования государственных органов Российской Федерации и должностных лиц, предъявляемых в пределах их компетенции;
  • использовать средства, выделяемые на финансирование инвестиционного проекта из бюджета субъекта Российской Федерации, по целевому назначению.
Участники инвестиционной деятельности, выполняющие определенные виды работ, должны иметь лицензию или сертификат на право их осуществления. Перечень таких работ и порядок выдачи лицензий и сертификатов устанавливаются федеральным законодательством.

Смотри комментарии к статье 6.

Статья 8. Меры государственного регулирования инвестиционной деятельности субъекта Российской Федерации.

Очень часто субъектами Российской Федерации указанные меры рассматриваются лишь как способ стимулирования. Такое ограничительное толкование «мер» не совсем правильно, поскольку субъект Российской Федерации имеет большое количество иных функций (например, контрольных). Кроме того, очень действенным механизмом государственного регулирования является принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности проводится в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом, а также иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается органами государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться в следующих формах:
  • разработка и реализация инвестиционных программ субъекта Российской Федерации;
  • разработка и утверждение органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления планов социально-экономического развития соответствующих территорий, а также экономических и социальных объектов, использования природных ресурсов;
  • разработка перечня приоритетных инвестиционных проектов (Перечень приоритетных инвестиционных проектов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в соответствии с перечнем приоритетных отраслей экономики субъекта Российской Федерации. Включение в такой перечень может повлечь предоставление преимущественного права на получение налоговых и иных льгот субъектам инвестиционной деятельности, а также предоставление дополнительных льгот и гарантий).
  • прямое управление государственными инвестициями субъекта Российской Федерации;
  • предоставление государственных гарантий (поручительств) субъекта Российской Федерации (Целесообразно установить ограничение на случаи предоставления государственных гарантий. Государственные гарантии могут предоставляться только под инвестиционные проекты и только тем субъектам инвестиционной деятельности, которые не находятся в состоянии ликвидации и банкротства);
  • предоставление налоговых и иных льгот (в части сумм, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации);
  • введение специальных налоговых режимов;
  • предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд и налогового кредитования на развитие отдельных территорий субъекта Российской Федерации, отраслей и производств;
  • предоставление участникам инвестиционной деятельности льготного порядка природопользования (в рамках, установленных соответствующими федеральными законами);
  • контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование инвестиционных проектов;
  • предоставление инвесторам льгот при аренде недвижимого имущества субъекта Российской Федерации в целях осуществления инвестиционной деятельности в отношении арендуемого имущества;
  • определение состава и сроков осуществления согласительно-распорядительных процедур (применение принципа «единого окна» в практической работе по согласованию документов, создание унифицированных (единообразных) правил при прохождении необходимых согласительно-распорядительных процедур, в том числе с органами местного самоуправления, на всей территории субъекта Российской Федерации).

Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации определяет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий регулирование инвестиционной деятельности на территории субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления и порядок использования инвестиций, осуществляемых за счет средств местного бюджета, привлечение кредитов, организуют реализацию инвестиционных проектов.

Субъекты Российской Федерации в своих законодательных актах могут предусматривать также иные меры государственного регулирования инвестиционной деятельности. Например, передача объектов государственной собственности в доверительное управление инвестора, оказание помощи инвесторам в их взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации через поддержку ходатайств, обращений, запросов и т.д. инвесторов специально уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Это может происходить в виде унификации по содержанию и срокам согласительно-распорядительных процедур, создания единых правил прохождения согласительно-распорядительных процедур на всей территории субъекта Российской Федерации, разработка упрощенного порядка регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установление льгот в части платы за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, обеспечение субъектам инвестиционной деятельности доступности информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности и т.д.

Конкретные механизмы реализации предусмотренных мер государственного регулирования устанавливаются соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.


Статья 9. Разработка государственных инвестиционных программ субъекта Российской Федерации.

Разработка и реализация государственной инвестиционной программы субъекта Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

Государственная инвестиционная программа разрабатывается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации одновременно с проектом бюджета субъекта Российской Федерации на предстоящий бюджетный год и является его составной частью.

Обязательным условием включения инвестиционного проекта в государственную инвестиционную программу субъекта Российской Федерации является наличие положительного заключения государственной экспертизы проекта, порядок проведения которой устанавливается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

Порядок государственного инвестирования, а также осуществления контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию государственной инвестиционной программы, устанавливается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

Включение отдельных инвестиционных проектов в государственную инвестиционную программу субъекта Российской Федерации позволяет привлечь дополнительные источники финансирования инвестиционных проектов, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации.

Статья 10. Льготное налогообложение при осуществлении инвестиционной деятельности.

Льготное налогообложение осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Субъекты инвестиционной деятельности имеют право на получение налоговых льгот в части, приходящейся на инвестиционный проект, и обязаны вести отдельный учет доходов и расходов по инвестиционному проекту.

Органы местного самоуправления муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации могут предоставлять инвесторам дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты.

Льготное налогообложение не может распространяться на организации, находящиеся в процессе ликвидации или реорганизации.

Льготное налогообложение в соответствии с настоящим Законом, действует в течение периода окупаемости инвестиционного проекта, но не более предельного срока, устанавливаемого законодательством.

Субъекты Российской Федерации могут определять приоритетные отрасли, в отношении которых будут предоставляться налоговые льготы.

Статья 11. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита инвестиций.

Субъект Российской Федерации гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности.

На территории субъекта Российской Федерации гарантируется неухудшение условий деятельности организаций, зафиксированных на момент начала осуществления инвестиционного проекта, за исключением случаев приведения законодательства субъекта Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством.

В случаях принятия законодательных актов субъекта Российской Федерации, положения которых ограничивают права субъектов инвестиционной деятельности, предоставленные им договорами, заключенными до принятия законодательных актов, условия этих договоров (контрактов) сохраняются на весь срок их действия.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, их должностные лица не вправе ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В случаях незаконных действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и их должностных лиц, в том числе издания не соответствующего федеральным законам и законам субъекта Российской Федерации акта указанных органов, убытки, причиненные субъектам инвестиционной деятельности, подлежат возмещению на основании решения судебных органов.

Статья 12. Защита инвестиций

Субъект Федерации гарантирует в соответствии с законодательством защиту инвестиций, независимо от форм собственности.

Инвестиции в субъекте Российской Федерации не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Статья 13. Ответственность субъектов инвестиционной деятельности

При несоблюдении требований законодательства, обязательств, предусмотренных в договорах (контрактах) между субъектами инвестиционной деятельности, последние, включая иностранные, несут ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации при реализации государственных заказов, инвестиционных проектов и программ несут имущественную ответственность по своим обязательствам, предусмотренным заключенными договорами (контрактами) и соглашениями в соответствии с действующим законодательством.

Статья 14. Разрешение споров, возникающих в связи с применением настоящего Закона

Споры, возникающие в связи с применением настоящего Закона, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 15. Заключительные положения.

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

назад к содержанию

назад к содержанию
назад к анонсу
назад к анонсу









Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна

Switch to English version На главную страницу На главную страницу