| Экономические обзоры 
 
  
Российская экономика в 2002 году важнейшие параметры
прогноза и федерального бюджета
Для характеристики
важнейших показателей  прогноза развития
экономики на 2002 год прежде всего необходимо дать оценку тенденциям,
сформировавшимся в 2001 году, и особенно в последние месяцы (в октябре-ноябре).
 В целом в 2001 году продолжились позитивные
тенденции в российской экономике, сформировавшиеся в посткризисный период.
Прежде всего, третий год подряд  отмечен
экономический рост. ВВП за 2001 год увеличится по сравнению с предыдущим годом,
по оценке, на 5 -5.5%,
объем промышленного производства – на 5.2%.
 
 Главная особенность и, может быть, главный позитивный результат 2001
года состоит в том, что экономический рост зафиксирован в условиях
принципиальной смены факторов роста. Важнейшие компоненты внутреннего спроса
(инвестиции в основной   капитал и
потребление населением товаров и услуг) росли опережающими темпами по отношению
к динамике ВВП. В то же время чистый экспорт товаров и услуг, в отличие от
1999-2000 гг., характеризовался абсолютным снижением объемов по отношению
к   предыдущему году.
 
 Сохранялась финансовая стабильность, которая обеспечивалась
последовательным улучшением собираемости налогов в бюджет и сдержанной
расходной политикой. Федеральный бюджет исполнялся с профицитом, причем
первичный его профицит по итогам 11 месяцев составил 5.8%.
 
 Ответственная бюджетная и денежно-кредитная политика позволила
относительно нормализовать ситуацию с динамикой инфляции, её темпы во втором
полугодии существенно снизились. Однако в целом за 2001 год темп инфляции
составил, по оценке, 18.7%, что существенно выше первоначального официального
прогноза - 12-14%.
 
 Оставался высоким объем внешнеторгового положительного сальдо.
Существенно выросли золотовалютные резервы, составившие на конец года свыше 36
млрд. долларов. Полностью (и даже в больших объемах, чем было принято графиком
на этот год) обслуживался внешний государственный долг, причем без новых
внешних заимствований. Устойчивой и предсказуемой оставалась ситуация на
валютном рынке, что показало развитие событий в декабре  те, кто пытался раскачать
валютный курс и выиграть на  спекулятивных операциях, в конечном счете проиграл.
 
 Вместе с тем, как показывает анализ сезонно и календарно очищенной
динамики ВВП и промышленного производства, в последние месяцы рост практически
приостановился.
 
 Причиной замедления динамики ряда важнейших макроэкономических
показателей является одновременное движение в неблагоприятном направлении
большинства факторов, положительно воздействовавших на экономический рост в
1999-2000 гг.:
 мировые цены на нефть после рекордных значений 2000
года значительно снизились;
 рубль за последние два
года, после девальвации конца 1998 – начала 1999 года, заметно укрепился;
издержки предприятий (особенно в части расходов на заработную плату и на оплату
продукции и услуг естественных монополий) после значительного снижения в первый
посткризисный год, к концу 2001 года существенно выросли.
 
 Необходимо также отметить замедление выхода части экономики из 
“тени” (в том
числе из-за ожидания значительного снижения ставки налога на прибыль с января
2002 года). Расчеты показывают, что в наибольшей степени замедление динамики
экономического роста произошло за счет  
“
неформальной
” экономики.
 
 Нужно отметить  
значительное улучшение адаптированности
предприятий реального сектора экономики к условиям функционирования по
сравнению с первыми годами реформ. Во всяком случае, в 2001 году
предприятия чувствовали себя достаточно устойчиво при таких параметрах
изменений отмеченных выше факторов, которые раньше были для них очень
чувствительными. В частности, именно этим объясняется следующая тенденция
 после
стагнации ВВП и промышленного производства в конце 2000 года (когда
внешнеэкономические факторы исчерпали свое положительное влияние на экономический
рост), последовало возобновление роста в 2001 году. Предприятия смогли 
“включить
” дополнительные
внутренние источники роста, и прежде всего наращивать инвестиции.
 
 Улучшению адаптированности предприятий и позитивным итогам
  2000-2001 гг. во многом помогли активные
действия Правительства в экономической сфере в эти годы. Прежде всего, начали
сказываться меры по улучшению инвестиционного и предпринимательского климата и
ответственная, достаточно жесткая бюджетно-финансовая политика.
 
 Дальнейшее нарастание активности Правительства
должно позволить снивелировать негативное совокупное воздействие отмеченных
выше факторов (которое, по прогнозам,   в
целом продолжится в ближайший год) на экономический рост. Вместе с тем, как
показывают расчеты, полностью избежать замедления темпов экономического роста в
2002 году, по всей видимости, не удастся.
 
 Даже в наиболее благоприятном, принятом Правительством варианте
   прогноза Минэкономразвития – варианте 
II темп
прироста   
ВВП к оценке 2001 года составит 4.3%, другом
  варианте прогноза Минэкономразвития –
варианте   
I 
 -   3.5%,
дополнительных вариантах прогноза Минэкономразвития 
  - вариантах А и Б – соответственно 3.1% и 2.8%.
 
 Предполагается, что темп  
инфляции (декабрь к декабрю) в 2002
году   во всех четырех вариантах прогноза
будет находиться в   
“ 
вилке  
” 12-14%
. При его подготовке
победила точка зрения об инфляции как целевом параметре, во многом формируемом
под влиянием экономической политики Правительства и Банка России.
 
 В настоящее время среди экономистов дискутируется вопрос о реальности
принятого прогноза. Это относится, прежде всего, к ВВП и инфляции как к
основным бюджетообразующим макроэкономическим показателям.
 
 Безусловно, при сценарных условиях  
варианта   
II 
 (в первую очередь, при благоприятной
внешнеэкономической конъюнктуре) его параметры и по ВВП, и по темпу инфляции
вполне достижимы.
 
 Вместе с тем, принимая во внимание тенденции последних месяцев,
особенно в динамике мировых цен на нефть, наиболее вероятным
  представляется экономический рост,
соответствующий варианту   
I
 прогноза или, в крайнем
случае, ненамного хуже (приближающийся к варианту А).
 
 Темпы роста производства  в 2002 году
к предыдущему году, так же как и ВВП, прогнозируются ниже, чем оцениваемые
темпы роста в 2001 году – соответственно по вариантам  
II,
I, А и Б – 4%, 3%, 2.8% и 2.6%.
 
 Динамика производства в топливно-сырьевых отраслях, в значительной
степени ориентированных на внешний рынок, будет заметно уступать динамике
общепромышленного производства. Прогнозируется снижение от небольших темпов
роста в вариантах   
II 
 и   
I
 практически к стагнации в
варианте А и, особенно, Б В то же время обрабатывающие  
 отрасли промышленности,
ориентированные на внутренний рынок, характеризуются более высокими темпами
роста. Особенно рельефно опережающая динамика обрабатывающих отраслей (прежде
всего, машиностроения и металлообработки, легкой и пищевой промышленности)
выглядит в дополнительных вариантах прогноза. Это обусловлено относительно
меньшим давлением со стороны импорта, в условиях прекращения реального
укрепления рубля, прогнозируемого в варианте А и, особенно, Б.
 
 В условиях продолжения активных мер по улучшению инвестиционного и
предпринимательского климата более высокие темпы роста, чем по ВВП и
промышленному производству, прогнозируются по  
 инвестициям в основной капитал
(соответственно по вариантам – 8%, 6%, 5% и 4%). Вместе с тем достижению более
высокой динамики инвестиций препятствует характер сложившейся
воспроизводственной модели российской экономики. Это прежде всего высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов и
платежного баланса от конъюнктуры, складывающейся в очень узком сегменте
мирового рынка товаров  ярко выраженная дифференциация секторов экономики, ориентирующихся на
внутренний и внешний спрос. У предприятий-экспортеров концентрируются основные
доходы и инвестиционно-финансовый потенциал российской экономики. В то же время
предприятия, ориентирующиеся на российского потребителя, в силу узости
внутреннего спроса испытывают недостаток в собственных средствах развития
неразвитость механизмов эффективного межотраслевого перелива
инвестиционных ресурсов из капиталодостаточных в капиталодефицитные сектора
экономики, что служит одной из причин вывоза капитала 
не высокий кредитный рейтинг, не позволяющий осуществлять эффективные
заимствования финансовых ресурсов на международных рынках капиталов
сохраняющийся низкий уровень реальных доходов и сбережений населения,
тормозящий развитие потребительского спроса.
 
 Прямые иностранные инвестиции
в российскую экономику прогнозируются, в зависимости от вариантов, в 
“вилке
” 5.5-6.5
млрд. долларов, с положительными темпами роста к оценке 2001 года (хотя их
объемы остаются   несопоставимо малыми с
потенциальными возможностями российской экономики). Помимо общего улучшения экономической
ситуации   в России, должны начать
сказываться меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций
(национальный режим, стабильность и гарантии для иностранных инвесторов
функционирование омбудсмана, действующего при аппарате Правительства Российской
Федерации  
 
 международные соглашения о поощрении и взаимной
защите инвестиций  
 
 деятельность Консультативного совета по иностранным
инвестициям в России  
 
 создание инвестиционно-проводящей сети, включающей
систему информационного и консультативного обеспечения и другие).
 
 По показателям, характеризующим  
 доходы и потребление населением
товаров и услуг,   в 2002
году также прогнозируются опережающие (по отношению к ВВП и промышленному
производству) темпы роста, хотя и несколько меньшие, чем по динамике
инвестиций. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся к
оценке 2001 года по вариантам прогноза, соответственно, на 6%, 5%, 4.7% и 4.5%,
оборот розничной торговли – на 6%, 5.2%, 4.8%, 4.5%. Существенно более скромные
темпы роста, как и в 2001 году, прогнозируются по объему платных услуг
населению -   на 3%, 2.5%, 2.2%, и 2%.
Сдерживающее влияние на динамику платных услуг оказывает опережающий рост цен
на них по сравнению с потребительскими товарами, в условиях относительно
низкого уровня доходов и сбережений большинства населения.
 
 Учитывая ожидаемое ухудшение мировой конъюнктуры,  
 экспорт товаров во всех
вариантах прогноза, кроме варианта   
II
, характеризуется
отрицательными темпами роста к оценке 2001 года. Прогнозируется неблагоприятная
конъюнктура не только по топливно-энергетической группе продукции, но и по
металлам. Значительное сокращение спроса на сталь на североамериканском рынке
и   депрессивное состояние рынка Западной
Европы лишь отчасти может быть компенсировано переориентацией поставок в страны
Азиатско-Тихоокеанского   региона
      и на другие рынки сбыта. При примерном
сохранении физического объема экспортных поставок металлопродукции, изменение
ценовой конъюнктуры приведет к снижению стоимостных объемов экспорта в
долларовом выражении.
 
 В то же время, с учетом складывающейся конъюнктуры мирового рынка,
постепенного совершенствования структуры выпускаемой машиностроительной
продукции, в 2002 году прогнозируется увеличение экспортных поставок машин и
оборудования (примерно на 4-5%). Рост экспорта намечается практически по всем
важнейшим видам экспортируемой продукции машиностроения, в том числе по
легковым и грузовым автомобилям, металлорежущим станкам, сельскохозяйственной
технике.
 
 Динамика   
импорта, в отличие от экспорта, в 2002 году 
 характеризуется положительными темпами роста
во всех вариантах прогноза. В результате разнонаправленной динамики экспорта и
импорта чистый экспорт будет продолжать демонстрировать абсолютное снижение
объемов, как и в 2001 году. Вместе с тем темпы роста импорта в 2002 году
прогнозируются не столь высокими, как в 2000-2001 гг. Это обусловливается
прежде всего характером динамики обменного курса рубля 
 реальное укрепление рубля,
происходившее в течение двух последних лет, значительно активизировало импорт в
Россию. Однако ожидается, что темпы реального укрепления рубля в 2002 году
существенно снизятся, а в дополнительных вариантах прогноза
  укрепление рубля даже прекратится. Это
несколько снизит давление импорта на российских производителей.
 
 Федеральный бюджет на 2002
год,
прошедший все стадии принятия и подписанный Президентом Российской Федерации,
базируется на основных параметрах прогноза Минэкономразвития. Хотя его доходная
часть рассчитана исходя из варианта   
II
 прогноза, бюджет достаточно
устойчив и при менее благоприятных вариантах развития событий.
 
 Так, если российская экономика попадает в 2002 год в условия варианта 
I, то
потери доходов бюджета (против варианта  
II
) составляют порядка 170
млрд. рублей. Вместе с тем в принятом федеральном бюджете предусмотрен
финансовый резерв в размере 109.8 млрд. рублей, еще примерно 69 млрд. рублей
составляют   
“ 
обусловленные расходы 
”
 (т.е. те, которые могут
быть реализованы только при условии получения достаточных доходов). В сумме эти
две статьи более чем перекрывают упомянутую возможную потерю доходов бюджета.
Таким образом, расходная часть федерального бюджета как бы рассчитана, исходя
из варианта   
I 
 прогноза. Процентные расходы (на обслуживание
внешнего государственного долга) при этом исполняются в полном объеме.
 
 При еще более неблагоприятных условиях экономического развития
(например, по варианту А прогноза, который представляется наихудшим из реально
возможных) также не произойдет ничего трагичного. Дополнительные потери доходов
бюджета при таком варианте могут быть восполнены резервами, образовавшимися по
итогам успешного исполнения федерального бюджета в 2000 и 2001 гг. Но,
разумеется, напряженность исполнения бюджета в таком случае возрастает.
 
 Подробная характеристика доходной и расходной 
  частей федерального бюджета на 2001 и 2002 гг. состоит в
следующем.
 
 Доходы федерального бюджета на 2002 год сформированы в объеме 2125.7
млрд. рублей (19.4% к ВВП), полные расходы (с учетом упомянутых выше
финансового резерва и   
“
обусловленных расходов
”) – 1947.4
млрд. рублей (17.8% к ВВП). При   этом
одно из отличий бюджета   на 2002 год от
бюджетов предыдущих лет состоит во включении в него поступлений единого
социального налога (взноса) в сумме 281.2 млрд. рублей (2.6% к ВВП). Этот налог
направляется в бюджет Пенсионного фонда на выплату базовой части трудовой
пенсии, в соответствии с концепцией пенсионной реформы. За вычетом указанного
налога доходы бюджета 2002 года составляют 16.8% к ВВП (против 15.4% по бюджету
на 2001 год), расходы – 15.2% к ВВП (15.4%).
 
 В структуре основных  
доходов федерального бюджете
предусматривается снижение поступлений налога на прибыль (с 2.2% к ВВП в
бюджете 2001 г. до 1.9% к ВВП в бюджете 2002 г.). Это обусловлено
реформированием налогообложения прибыли, и прежде всего снижением федеральной
ставки указанного налога с 11 до 7.5% с начала 2002 года.
 
 В целях совершенствования налогообложения пользования природными
ресурсами, расширения практики применения рентных принципов налогообложения в
этой сфере с 1 января 2002 г. вводится налог на добычу полезных ископаемых.
Одновременно отменяются действовавшие ранее налог за пользование недрами,
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциз на нефть. В
результате поступления по статье доходов бюджета 
    
“ 
платежи за пользование природными ресурсами
” увеличиваются
с 0.5% к ВВП до   1.7% к ВВП при
одновременном снижении поступлений акцизов (с 2.4% к ВВП до 2% к ВВП).
 
 В структуре  
расходов федерального бюджета увеличиваются расходы на
государственное управление, местное самоуправление и судебную власть (с 0.6% к
ВВП до 0.7% к ВВП), в первую очередь с учетом средств на реализацию
реформирования судебной системы. В части финансирования науки и
социально-культурной сферы увеличение связано с ростом расходов на образование
(с 0.6% от ВВП до 0.7% от ВВП). Увеличение расходов по статье 
“Социальная
политика  
” 
 (с 1.4% от ВВП до 3.9% от ВВП) всецело связано с
упоминавшимся выше социальным налогом, впервые включенным в федеральный бюджет
на 2002 год.
 
 Профицит федерального бюджета 
 на 2002 год составляет 178.3 млрд. рублей
(1.6% к ВВП) против практически нулевого профицита в бюджете, принятом на 2001
год (фактическое исполнение федерального бюджета на 2001 год происходило с
существенным профицитом, превысившим за 11 месяцев 2001 г. 3% от ВВП).
 
 
 |