На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров


Инвестиционная активность в октябре 2002 г.


За январь-октябрь 2002 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 1234.6 млрд. руб., или 102.5% к соответствующему периоду предыдущего года, в том числе в октябре - 158.9 млрд. рублей (прирост к соответствующему периоду 2001 года - 2.7%).

Основными факторами, влияющими на замедление роста инвестиционной деятельности, являются:

спросовые ограничения внутреннего и внешнего рынков, действия которых усиливаются из-за слабой конкурентоспособности традиционных российских товаров и услуг;

ухудшение финансового положения реального сектора экономики, особенно промышленных предприятий, большая доля убыточных предприятий;

незначительная доля инвестиций, особенно в реальном секторе экономики, из бюджетных средств и финансовых институтов, высокая цена коммерческого кредита;

слабое обеспечение финансовым сектором перетока капиталов из сырьевых отраслей в отрасли обрабатывающей промышленности;

снижение с 2000 года темпов роста мировой экономики в целом и стран Западной Европы в частности; сокращение прямых и портфельных иностранных инвестиций;

нахождение международных рейтингов инвестиционной привлекательности России в спекулятивной сфере;

высокий уровень инвестиционных рисков, в первую очередь из-за недостаточного правового обеспечения защиты внутренних и внешних инвесторов, отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции.

Структурные сдвиги в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал.
В январе - сентябре 2002 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года доля инвестиций в основной капитал в отрасли, производящие товары, уменьшилась с 49.3% до 49.2%, а в отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги, увеличилась 50.7% до 50.8 процента.

Структура инвестиций в основной капитал по отраслям промышленности
(без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности, в % к итогу)

 
январь-сентябрь
 
2000г.
 
 
  2001 г.
 
 
  2002г.
 
Промышленность
 
42.9
43.7
43.0
из  нее:
электроэнергетика
4.3
4.1
4.7
топливная промышленность
21.5
23.3
21.4
   в том числе:
 
 
 
   нефтедобывающая
14.3
15.2
13.6
   нефтеперерабатывающая
1.4
2.2
2.0
   газовая
4.8
5.0
5.0
   угольная
0.9
0.9
0.8
черная металлургия
2.2
2.4
2.2
цветная металлургия
3.2
3.2
3.2
химическая и нефтехимическая
промышленность
1.8
1.8
1.8
машиностроение и металлообработка
3.2
2.9
3.1
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
1.7
1.2
1.3
промышленность  строительных материалов
0.6
0.6
0.8
стекольная и  фарфоро-фаянсовая
0.2
0.2
0.4
легкая  промышленность
0.1
0.2
0.2
пищевая промышленность
3.5
3.2
3.6

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года доля инвестиций  в основной капитал в промышленности  уменьшилась с 43.7% до  43%,   на транспорте - с 22.9%  до 19.7%, увеличилась в отрасли связь  - с 2.7% до  3.9%, сельском хозяйстве -  с 2.5% до 3.0%, торговле и общественном питании  - с 1.7% до 2.0  процентов.                                                                                     


В промышленности доля инвестиций  в основной капитал уменьшилась в   топливной  промышленности с 23.3% до 21.4%, в том числе  в нефтедобывающей промышленности с 15.2% до 13.6%, нефтеперерабатывающей - с 2.2%  до 2.0%,   угольной – с 0.9% до 0.8%, черной металлургии – с 2.4% до 2.2%, и увеличились в электроэнергетике - с 4.1% до 4.7%, машиностроении и металлообработке – с 2.9% до 3.1%, пищевой промышленности – с 3.2% до 3.6%, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - с 1.2% до 1.3%, промышленности строительных материалов - с 0.6% до 0.8%, Осталась без изменений доля инвестиций в основной капитал в газовой промышленности - 5%, в химической и нефтехимической промышленности - 1.8%, цветной металлургии - 3.2% и легкой промышленности – 0.2 процента.

Всего инвестиции в ТЭК составили 26.1% по сравнению с 27.4% за соответствующий период прошлого года. Если учесть капитальные вложения в развитие транспорта - 19.7% и связи – 3.9%, то на развитие этих комплексов было направлено 49.7% инвестиций в основной капитал, по сравнению с 53.0% за соответствующий период прошлого года.

Хотя и произошло некоторое улучшение отраслевой структуры инвестиций в промышленности, в целом она остается неблагоприятной. При сложившейся возрастной структуре основных фондов, их физическом и моральном износе объем инвестиций недостаточен для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов.

Государственные капитальные вложения.
В январе-октябре 2002 г., по предварительным данным Минфина, государственные капитальные вложения профинансированы в сумме около 46.0 млрд. рублей, что составляет 91.5% годового лимита, в том числе в октябре – 6.4 млрд. рублей. На погашение неоплаченных обязательств прошлых лет направлено 1.05 млрд. рублей, или 90.6% годового объема на эти цели.

На реализацию программы "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики" использовано 3.6 млрд. рублей, или 80.6% годового лимита.

На финансирование Федеральной адресной инвестиционной программы в январе - октябре 2002 г. направлено 41.3 млрд. рублей, или 92.6% годового лимита, в том числе в октябре - 6.2 млрд. рублей.

В январе-октябре текущего года, по данным Госкомстата, по стройкам и объектам Федеральной адресной инвестиционной программы, освоено 11.0 млрд. рублей государственных капитальных вложений, или 45.1% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство.

По стройкам и объектам промышленности годовой лимит капитальных вложений использован за январь - октябрь текущего года на 38.8%. Существенно выше, чем в целом по объектам промышленности, освоен годовой лимит капитальных вложений за этот период в топливно-энергетическом комплексе - 52.6% и химическом комплексе - 43.5 процента.

По стройкам и объектам комплекса транспорта и связи освоение годового лимита капитальных вложений в январе - октябре составило 46.5%, - агропромышленного комплекса - 78.2%, специального комплекса - 24.7%, отрасли водного хозяйства и охраны окружающей среды - 75.2 процента.

По стройкам и объектам социального комплекса годовой лимит капитальных вложений за январь - октябрь 2002 г. освоен на 47.4%, в том числе по жилищному хозяйству – 74.7%, коммунальному хозяйству – 61.4%, здравоохранению, физической культуре и социальному обеспечению – 44.8%, образованию – 54.4%, культуре и искусству – 41.0%, науке и научному обслуживанию – 55.5 процента.

Общая динамика строительной деятельности в январе-октябре 2002 года характеризуется продолжением тенденции замедления темпов роста работ, выполняемых по договорам строительного подряда. В январе - октябре объем работ составил 688.8 млрд. руб., или 102.5% к уровню января - октября 2001 года, в том числе в октябре - 85.9 млрд. рублей, или 101.7% к уровню октября 2001 года.

С исключением сезонности этот показатель в январе-октябре текущего года характеризуется ростом.

инамика объема подрядных работ с исключением сезонных и календарных факторов (2) и без исключения (1) (январь 1995 (2) -100%)

Основными факторами, влияющими на снижение активности подрядных работ в январе - октябре, являются следующие:

уменьшение размеров собственных источников инвестиционных ресурсов строительных организаций; незначительная доля собственных средств (около 20%) в инвестициях в основной капитал строительных организаций;

ослабление инвестиционной активности в экономике; уменьшение темпов роста инвестиций в основной капитал, направленный в отрасль «Строительство»;

сокращение производства от 60 до 77% большинства строительных машин по сравнению с 2001 годом; высокая степень износа основных фондов в строительстве (более 40%);

большие объемы просроченной кредиторской задолженности, из которых около 80% длительностью более 3-х месяцев;

значительная доля (более 40%) убыточных строительных предприятий и организаций; увеличение суммы убытка в строительстве более чем в 2 раза;

высокая стоимость строительных материалов, изделий и конструкций.

Жилищное строительство.
В январе - октябре 2002 г. строительство жилья увеличилось по сравнению с тем же периодом 2001 г. на 13.4%. В указанный период предприятиями и организациями всех форм собственности было построено 234.9 тыс. новых квартир общей площадью 20.8 млн. кв. метров.

В октябре 2002 года строительство жилья предприятиями и организациями всех форм собственности увеличилось по сравнению с тем же периодом 2001 года на 12.6%, построено 26.3 тыс. новых квартир общей площадью 2.3 млн. кв. метров.

По состоянию на конец сентября, накопленный иностранный капитал в экономике России составил 39.8 млрд. долл. США, что на 15.6% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прямые инвестиции - 48.7% (на конец сентября 2001 г. - 51.6%), доля прочих инвестиций - 47.8% (45.3%), портфельных - 3.5% (3.1 процента).

Основными странами – инвесторами, осуществляющими значительные инвестиции в экономику России, являются Германия, США, Кипр, Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия. На долю этих стран приходилось 75.4% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых инвестиций приходилось 74.3% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

В январе – сентябре 2002 г. в экономику России поступило 12.9 млрд. долл. США иностранных инвестиций, или на 32.8% больше, чем за соответствующий период 2001 года. Следовательно, в январе - сентябре 2002 года темп прироста иностранных инвестиций по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 9.6 процентного пункта.

За январь – сентябрь 2002 года прямые иностранные инвестиции составили 2631 млн. долл. США. Сокращение объема прямых инвестиций за девять месяцев текущего года составило 9.9 процента.

В январе - сентябре 2002 года сократились также портфельные инвестиции. Их объем составил 76.7% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, или 224 млн. долл. США. Прежде всего, сказалось сокращение вкладов иностранных инвесторов в паи и акции, объем которых составил 69% к соответствующему периоду прошлого года. Удельный вес портфельных инвестиций невелик и составляет 1.7% от общей суммы привлеченных иностранных инвестиций.

Прочие иностранные инвестиции в январе - сентябре 2002 года выросли на 54.4% и составили более 10050 млн. долл. США, из них торговые кредиты - 1482 млн. долл. США, или увеличились на 15% и прочие кредиты - 8458 млн. долл. США, рост на 63.8%, в том числе прочие кредиты на срок свыше 180 дней увеличились в 2.7 раза.

Структура иностранных инвестиций
(в % к итогу)

 
Январь - сентябрь
2000 г
2001г.
2002 г.
 Иностранные инвестиции — всего
100.0
100.0
100.0
       В том числе:
 
 
 
     прямые инвестиции
40.0
30.0
20.4
     портфельные инвестиции
0.7
3.0
1.7
     прочие инвестиции
59.3
67.0
77.9

За январь - сентябрь 2002 года по сравнению с соответствующим периодом 2000 года доля прямых инвестиций уменьшилась с 40.0% до 20.4%, доля портфельных инвестиций увеличилась с 0.7% до 1.7% и доля прочих инвестиций также увеличилась с 59.3% до 77.9 процента. Сформировалась устойчивая тенденция ухудшения структуры иностранных инвестиций в результате сокращения прямых инвестиций в их общем объеме, которые не являются платными, возвратными и срочными.

Причины снижения темпов роста прямых иностранных инвестиций в январе-сентябре 2002 г. заключаются в следующем:

высокие инвестиционные риски для иностранных инвесторов как следствие потерь ими собственности и доходности, вызванных дефолтом;

низкая конкурентоспособность прямых инвестиций относительно альтернативы размещения активов в торговые кредиты (с быстрым оборотом) и вкладов зарубежных юридических лиц в российских банках, которые составляют большую часть иностранных инвестиций, относящихся к категории прочих. В отличие от прямых инвестиций, эти формы обладают не только более высокой доходностью, но и большей защищенностью от инвестиционных рисков;

нахождение рейтингов инвестиционной привлекательности в спекулятивной фазе. По оценкам международных рейтинговых агентств Standard & Poor?s, Moody?s Investors и Fitch Ratings до инвестиционного рейтинга, означающего возможность привлечения серьезных инвестиционных инвесторов и значительных объемов прямых иностранных инвестиций, осталось две-три позиции;

зависимость экономики страны от мировых цен на нефть и другие импортируемые товары из России;

снижение темпов экономического роста России в январе-сентябре 2002 г. по сравнению с соответствующим периодом предшествующего года;

нестабильность российского фондового рынка, неэффективность его деятельности, обусловленная слабым развитием рынка и противоречивыми сигналами о состоянии мировой экономики и ухудшением конъюнктуры фондовых рынков США, Европы и стран с развивающейся экономикой;

общее снижение инвестиционной активности в мировой экономике. Так, согласно опубликованного в октябре 2002 года прогноза Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) общий объем прямых иностранных инвестиций в мире в текущем году по сравнению с предыдущим годом сократится больше чем на четверть;

В январе - октябре 2002 года продолжалась работа по совершенствованию правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность.

29 января 2002 г. принят Федеральный закон № 10 - ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге». Данный закон направлен на повышение эффективности регулирования отношений, связанных с инвестициями в средства производства на основе финансовой аренды.

На совершенствование законодательного регулирования отношений, связанных с залогом недвижимости, направлен принятый 11 февраля 2002 г. Федеральный закон № 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Закон вносит изменения и дополнения в 26 статей Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», принятого 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ. В федеральном законе уточнены основные положения, регулирующие конструктивные и процессуальные положения закона.

20 февраля 2002 г. принято постановление Правительства № 121 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам налогообложения прибыли организаций». Постановление вносит изменения в Порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, утвержденный постановлением Правительства от 13 октября 1999 г. № 1156.

На защиту инвесторов от злоупотреблений на рынке ценных бумаг направлен принятый 4 марта 2002 г. Федеральный закон № 23-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления уголовной ответственности за преступления на рынке ценных бумаг», который усиливает ответственность за злоупотребления при эмиссии ценных бумаг и устанавливает наказание за злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

21 марта 2002 г. принят Федеральный закон № 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», который уточняет нормы федерального законодательства, регулирующего деятельность товарных бирж, кредитных организаций, акционерных обществ, страховых организаций, а также вопросы банкротства, реструктуризации кредитных организаций, осуществления в Российской Федерации иностранных инвестиций и другие, в части положений о государственной регистрации.

23 марта 2002 г. принято постановление Правительства № 180 «О внесении изменений и дополнений в Положение о формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашения о разделе продукции», которое утверждает новую редакцию Положения о ликвидационном фонде.

25 июля 2002 г. принят Федеральный закон № 117-ФЗ «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», уточняющий порядок государственной регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями с иностранными инвестициями и Федеральный закон № 118-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Яламо - Самурском и Центральном перспективных участках)». Закон включает Яламо - Самурский и Центральный перспективные участки в перечень участков недр, в отношении которых могут проводиться переговоры и заключаться соглашения о поисках, разведке и добыче минерального сырья на условиях раздела продукции.

12 августа 2002 г. принято два постановления Правительства, регламентирующие вопросы продажи государственного и муниципального имущества: № 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и № 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе».

9 октября 2002 г. принят Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который уточняет ограничения на заключение хозяйствующими субъектами соглашений, препятствующих конкуренции; усиливает государственный антимонопольный контроль и ответственность хозяйствующих субъектов за нарушения антимонопольного законодательства.

26 октября 2002 г. принят Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), определяет порядок и условия проведения процедур банкротства и регулирует иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

30 октября 2002 г. принят Федеральный закон № 130-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который устанавливает административную ответственность за совершение правонарушений, связанных с нарушением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

30 октября 2002 г. принят Федеральный закон № 131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», который устанавливает правовые основы применения механизмов противодействия финансированию терроризма и расширяет перечень организаций, представляющих в уполномоченный орган информацию о финансовых операциях.

31 октября 2002 г. принят Федеральный закон № 134-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «Об акционерных обществах», который вносит изменения в порядок выплаты дивидендов акционерным обществом и уточняет компетенцию общего собрания акционеров по вопросам утверждения отчетности общества.

24 октября 2002 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 772 «О внесении изменений и дополнений в Типовые правила доверительного управления интервальным паевым инвестиционным фондом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2002 г. № 684», которое устанавливает требования к названию интервального паевого инвестиционного фонда; расширяет перечень лиц, которым выплачивается вознаграждение за счет имущества фонда, и определяет перечень лиц, обязанных подписывать заявку на приобретение, погашение или обмен инвестиционных паев.

24 октября 2002 г. принято постановление Правительства Российской Федерации № 773 «О внесении изменений и дополнений в Положение о Комиссии Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции», которое предоставляет Комиссии право запрашивать документы и информацию, необходимые для решения возложенных на Комиссию задач, а также создавать временные и постоянно действующие рабочие группы для проработки предложений по отдельным проблемам, связанным с решением возложенных на Комиссию задач.

18 октября 2002 г. в Минюсте России под № 3868 зарегистрировано постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11.09.2002 г. № 35/пс «О регистрации правил доверительного управления паевыми инвестиционными фондами и изменений и дополнений в них», которое утверждает Положение о порядке регистрации ФКЦБ правил доверительного управления паевыми инвестиционными фондами и поправок в них, в том числе устанавливает требования к составу и содержанию документов, представляемых для регистрации.

Министерство экономического развития и торговли РФ








Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна

Switch to English version На главную страницу На главную страницу