На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров


Инвестиционная активность в ноябре 2001 г.


C:\000\monit11\monit11\730.wmf

За январь - ноябрь объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 1345.0 млрд. руб., что на 8.3% больше, чем в соответствующем периоде 2000 года, в том числе в ноябре 159.7 млрд. руб., или 108.9% по отношению к соответствующему периоду прошлого года.

В 2001 году продолжался рост инвестиционной активности. К числу основных факторов, обеспечивших позитивное развитие инвестиционного процесса, можно отнести:

расширение внутреннего инвестиционного спроса за счет концентрации доходов в отдельных отраслях экономики;

положительная динамика реальных располагаемых денежных доходов населения;

стабилизация инфляции в III квартале на достаточно низком уровне и замедление темпов роста цен производителей промышленной продукции и цен производителей в строительстве;

успешное исполнение государственного бюджета по итогам января-ноября 2001 года; предпринимаемые Правительством меры по улучшению инвестиционного климата.
В то же время темпы роста инвестиций в основной капитал в январе-ноябре 2001 года по сравнению с соответствующим периодом 2000 года замедлились в связи с некоторым ухудшением финансового положения промышленных предприятий;

более умеренными, чем в предыдущем году, темпами роста промышленного производства;

необходимостью обслуживания государственного внешнего долга;

отсутствием эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;

значительными объемами вывоза российского капитала за рубеж;

низким уровнем капитализации банковской системы;

высокой стоимостью кредитных ресурсов.

Несмотря на положительную динамику роста инвестиций, при сложившейся возрастной структуре основного капитала, его физическом и моральном износе, объем инвестиций является недостаточным для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов.

Структура инвестиций (в % к итогу)


Январь-сентябрь
1999 г.
2000 г.
2001 г.
Финансовые вложения предприятий и организаций


(без субъектов малого предпринимательства)
100.0
100.0
100.0
в том числе:



долгосрочные инвестиции
39.2
25.5
15.3
краткосрочные инвестиции
60.8
74.5
84.7
Инвестиции в нефинансовые активы*


(без субъектов малого предпринимательства)
100.0
100.0
100.0
в том числе:



инвестиции в основной капитал
82.6
83.8
82.5
капитальный ремонт основных фондов (средств)
15.9
14.8
16.6
инвестиции в нематериальные активы
1.0
1.1
0.7
инвестиции в другие нефинансовые активы
0.5
0.3
0.2
* Без учета инвестиций в прирост запасов материальных оборотных средств.

В январе - сентябре 2001 г. ухудшилась структура инвестиций. Так, в составе инвестиций в нефинансовые активы по сравнению с соответствующим периодом 2000 г. доля инвестиций в основной капитал сократилась на 1.3 процентных пункта, а доля затрат на капитальный ремонт увеличилась с 14.8% до 16.6 процента.

В указанный период улучшилась видовая структура инвестиций в основной капитал. Так, доля машин, оборудования, инструмента и инвентаря в общем объеме инвестиций в основной капитал увеличилась с 33.8% до 35.4 процента.

При общей тенденции к росту доли расходов на машины и оборудование в структуре инвестиций в основной капитал наблюдается систематический рост затрат на приобретение импортного оборудования. Если в январе-сентябре 2000 года инвестиции на приобретение импортного оборудования составляли 22.9% от общих инвестиционных расходов на машины и оборудование, то в 2001 году их удельный вес повысился до 24.8%. Импорт машин и оборудования в текущем году растет опережающими темпами по сравнению с динамикой импорта в целом, а также динамикой роста отечественного машиностроения.

Основным источником инвестиций в основной капитал в январе-сентябре 2001 г. впервые с 1992 г. являются привлеченные средства (51.3% в общем объеме инвестиций в основной капитал). Однако в составе привлеченных средств доля банковских кредитов, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, сократилась с 3.3% до 3.1%, доля заемных средств других организаций с 8.1% до 5.2%, а доля бюджетных средств - с 21.7% до 20 процентов.

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования(в % к итогу) *


Январь-сентябрь
1999 г.
2000 г.
2001г.
Инвестиции в основной капитал
100.0
100.0
100.0
в том числе по источникам финансирования:
собственные средства
53.5
49.3
48.7
из них:
прибыль, остающаяся в распоряжении
организаций (фонд накопления)
14.2
22.7
24.9
амортизация
...
21.4
20.1
привлеченные средства
46.5
50.7
51.3
в том числе:
кредиты банков
5.7
3.3
3.1
из них кредиты иностранных банков
...
0.7
0.5
заемные средства других организаций
5.5
8.1
5.2
бюджетные средства
17.6
21.7
20.0
в том числе:
из федерального бюджета
7.0
6.2
5.6
из бюджетов субъектов Российской Федерации
9.7
14.4
13.0
средства внебюджетных фондов
9.5
4.4
2.8
прочие
8.2
13.2
20.2
из них средства от эмиссии акций
0.1
0.6
0.1

* Без субъектов малого предпринимательства.

Происходят изменения в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал. Так, в январе-сентябре 2001 г. доля инвестиций в основной капитал по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась в промышленности с 42.9% до 43.7% (в основном за счет увеличения экспортной выручки), на транспорте - с 22.1% до 22.9% (за счет заемных средств на инвестиции), строительстве - с 2.5% до 2.9% и уменьшилась в отрасли "связь" с 2.8% до 2.7% и сельском хозяйстве - с 2.6% до 2.5 процента.
В промышленности доля инвестиций в основной капитал увеличилась: в черной металлургии - с 2.2% до 2.4%, легкой промышленности - с 0.1% до 0.2%. Сократилась доля инвестиций в электроэнергетике с 4.3% до 4.1%, в пищевой промышленности - с 3.5% до 3.2%, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - с 1.7% до 1.2%. Продолжилось сокращение удельного веса инвестиций в машиностроении и металлообработке с 3.2% до 2.9 процента.

Инвестиции в основной капитал в топливной промышленности увеличились с 21.5% до 23.3%, в основном, за счет нефтеперерабатывающей промышленности - с 1.4% до 2.2%, а также газовой промышленности - с 4.8% до 5 процентов.
Таким образом, отраслевая структура инвестиций с точки зрения реструктуризации промышленности и отраслей экономики остается неблагоприятной: более половины всех инвестиций в основной капитал направляются в топливно-энергетический комплекс и транспорт. Все еще отсутствует переток финансовых ресурсов в отрасли обрабатывающей промышленности.

Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики и промышленности (по крупным и средним предприятиям, в % к итогу)*


Январь-сентябрь
1999 г.
2000 г.
2001г.
Инвестиции в основной капитал - всего
100.0
100.0
100.0
В том числе:
промышленность — всего
41.0
42.9
43.7
из нее:
электроэнергетика
5.3
4.3
4.1
топливная промышленность
15.0
21.5
23.3
металлургия
5.4
5.4
5.6
химическая и нефтехимическая промышленность**
1.9
1.8
1.8
машиностроение и металлообработка***
3.8
3.2
2.9
лесная, деревообрабатывающая и
целлюлозно-бумажная промышленность
1.6
1.7
1.2
производство строительных материалов
0.6
0.6
0.6
легкая промышленность
0.1
0.1
0.2
пищевая промышленность****
6.4
3.5
3.2
сельское хозяйство
2.8
2.6
2.5
строительство
2.3
2.5
2.9
транспорт
20.1
22.1
22.9
связь
3.8
2.8
2.7
жилищно–коммунальное хозяйство
18.0
15.7
13.6
* В разрезе “чистых” отраслей.
** Без химико-фармацевтической промышленности.
*** Без производства медицинской техники.
**** Без мукомольно-крупяной промышленности.

C:\000\monit11\monit11\731.wmf

В январе-ноябре 2001 года на финансирование государственных капитальных вложений направлено 26.5 млрд. рублей, что составило 94% от предусмотренного годового лимита. Это существенно превышает достигнутый в 1999 и 2000 гг. уровень финансирования государственных капитальных вложений. Кредиторская задолженность за ранее выполненные работы погашена в размере 3.8 млрд. рублей, или 88 процентов.

Ожидается, что финансирование предусмотренного на текущий год лимита государственных капитальных вложений в сумме 28.2 млрд. рублей будет осуществлено в полном объеме.
По итогам января-ноября 2001 года Федеральная адресная инвестиционная программа профинансирована в сумме 22.7 млрд. рублей, или 95.5% к годовому лимиту.
За истекший период президентская программа «Государственные жилищные сертификаты» профинансирована в объеме 3.4 млрд. рублей, или 71.6% годового лимита. Кроме того, на восстановление объектов Чеченской Республики направлены средства в размере 1.8 млрд. рублей.
В январе-ноябре 2001 года, по данным Госкомстата, по стройкам и объектам, включенным в Федеральную адресную инвестиционную программу, использовано 4724.9 млн. рублей капитальных вложений, или 53.2% годового лимита. Кроме того, за счет дополнительных доходов федерального бюджета по указанным стройкам и объектам осуществлены капитальные вложения в размере 1166.4 млн. рублей, что составляет 38.2% годового объема дополнительных доходов, предусмотренных на финансирование капитальных вложений.
По стройкам и объектам промышленности годовой лимит капитальных вложений использован в январе-ноябре текущего года на 61.7%, в том числе по топливно-энергетическому комплексу - на 76.8%, агропромышленному комплексу - на 59.7 процента.
Использование годового лимита капитальных вложений по стройкам и объектам социального комплекса составило 48.7%, в том числе по: отрасли "Наука"-55.7%, "Культура" - 29.7%, "Образование" - 50.2%, "Здравоохранение"- 49.2 %, "Коммунальное строительство" - 58.6 процента.
В соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой на 2001 год предусматривалось выделение лимитов государственных капитальных вложений на строительство 1309 строек. Намечено ввести в эксплуатацию в текущем году 525 строек. Из них за январь-ноябрь введено в действие - 40, в том числе 27 - на полную мощность, а на 13 стройках осуществлен частичный ввод мощностей.
В целом, по данным Госкомстата, за январь-ноябрь текущего года капитальные вложения по стройкам и объектам, включенным в Федеральную адресную инвестиционную программу, профинансированы в сумме 7180.3 млн. рублей или 80.8% годового лимита.

Выполненный объем работ по договорам строительного подряда за январь - ноябрь составил 657.3 млрд. рублей, что на 9.2% больше, чем в соответствующем периоде 2000 г., в том числе в ноябре - 72 млрд. руб., или 113% к уровню ноября 2000 года.
Рост объема подрядных работ подтверждается их динамикой, "очищенной" от сезонного и календарного факторов:

C:\000\monit11\monit11\732.wmf

Вместе с тем основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, остаются: высокий уровень налогов; неплатежеспособность заказчиков; высокая стоимость материалов, конструкций, изделий; изношенность производственной базы строительных организаций.

Улучшается ситуация в жилищном строительстве. За январь - ноябрь ввод в действие жилых домов составил 21.1 млн. кв. метров общей площади, или 109.6% к январю - ноябрю 2000 года. В ноябре объем ввода в действие жилых домов составил 134.5% к соответствующему периоду 2000 года.


C:\000\monit11\monit11\733.wmf

Ожидаемый ввод общей площади жилых домов предприятиями и организациями всех форм собственности за 2001 год составит примерно 30.5 млн. кв. метров.

По итогам января - сентября 2001 года объем накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составил 34418 млн. долл., в том числе прямые инвестиции - 17744 млн. долл., портфельные инвестиции - 1069 млн. долл. и прочие инвестиции - 15605 млн. долларов.

C:\000\monit11\monit11\734.wmf


За январь - сентябрь 2001 г. иностранные инвестиции в российскую экономику составили 9721 млн. долл., или увеличились на 23.2% к соответствующему периоду прошлого года, в том числе прямые инвестиции - 2920 млн. долл. (снизились на 7.4%), портфельные инвестиции - 292 млн. долл. (увеличение в 5.0 раз), прочие инвестиции - 6509 млн. долл. (прирост 39.2 процента).
Структура иностранных инвестиций за январь - сентябрь 2001 г. имеет следующий вид: прямые инвестиции - 30%, портфельные - 3.0% и прочие - 67% (за девять месяцев 2000 г. - 40%, 0.7% и 59.3% соответственно).

Продолжалась работа по формированию правовой базы инвестиционной деятельности.
На привлечение инвестиций в реальный сектор экономики направлен Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ. Законом вводятся единые стандарты регулирования взаимоотношений в области коллективных инвестиций и устраняется ряд препятствий для размещения свободных денежных средств на организованных рынках капитала.

Устанавливаются особенности создания и правового положения акционерных обществ в инвестиционной сфере, лицензирования деятельности акционерных инвестиционных фондов, их ликвидация и другие вопросы.

Регулируются вопросы создания и деятельности паевых инвестиционных фондов, в частности устанавливаются требования к управляющим компаниям, специализированным депозитариям, оценщикам, агентам по размещению и выкупу инвестиционных паев. Определяется порядок размещения и выкупа инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, расчета стоимости инвестиционных паев.

Также устанавливается порядок расчета стоимости чистых активов инвестиционных фондов, требования к составу активов, раскрытию информации о деятельности инвестиционных фондов и управляющих компаний, а также полномочия государственного органа, регулирующего рынок ценных бумаг в сфере деятельности профессиональных участников системы коллективного инвестирования.

На развитие рынка недвижимости направлен Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 9 ноября 2001 №143-ФЗ. Законом установлено, что в случае залога незавершенного строительством недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется оценка рыночной стоимости этого имущества. Внесено изменение в содержание закладной. Закладная должна содержать денежную оценку имущества, на которое установлена ипотека, а в случаях, если установление ипотеки является обязательным в силу закона, денежную оценку имущества, подтвержденную заключением оценщика.

На борьбу с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, направлено положение Банка России от 28 ноября 2001 г. № 160-П "О порядке осуществления Банком России контроля за исполнением кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

Министерство экономического развития и торговли РФ








Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна

Switch to English version На главную страницу На главную страницу