На главную страницу
Switch to English version На главную страницу На главную страницу
институт прямых инвестиций
о нас
наши контакты
информационная система ИВР
IT услуги
региональная политика
региональная политика
партнеры
конференции и семинары
конференции и семинары
инвестиционные проекты
инвестиционная карта
инвестиционные проекты
бизнес-предложения
добавить проект
отзывы
инвесторы в России
инвесторы
добавить инвестора
литература и ПО
учебно-методические материалы
литература по инвестициям
программное обеспечение
инвестиции в России
новости инвестиций
публикации прессы
архив новостей
экономические обзоры
инвестиционные обзоры
нормативно-правовые акты
инвестиции в регионах
регионы России
социально-экономическое развитие
инвестиции
региональное законодательство
администрации
информационные ресурсы
Республика Бурятия
Кабардино-Балкария
Чеченская республика
Минеральные Воды
Тамбов
Тюменская область
ссылки
ссылки

web-мастеру
реклама на сайте
авторам статей и материалов
Разработка договоров


Доклад


Первого заместителя Министра экономического
развития и торговли Российской Федерации И.С.Матерова на заседании
Рабочей группы Консультативного совета по иностранным инвестициям
в России по улучшению инвестиционного климата

Добрый день, уважаемые дамы и господа!

Рад приветствовать вас на очередном заседании рабочей группы Консультативного совета по иностранным инвестициям в России по улучшению инвестиционного климата.

Я хотел бы поделиться с вами нашим видением ключевых проблем экономической жизни России. Основное внимание в своем выступлении я уделю изменениям, направленным на улучшение инвестиционного и предпринимательского климата в России, которые произошли и будут продолжать происходить в российском законодательстве в ближайшем будущем.

Как известно, в июле прошлого года в целях решения важнейших социально-экономических проблем, стоящих перед Россией на современном этапе, Правительством был принят План действий в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы.

Основные мероприятия указанного Плана направлены на модернизацию экономики, которая, очевидно, не возможна без создания условий для координального улучшения инвестиционного и предпринимательского климата, проведение предсказуемой и стимулирующей рост макроэкономической политики.

В соответствие с Планом действий усилия Правительства Российской Федерации на ближайший год сконцентрированы на обеспечении равных условий конкуренции, защите прав собственности, снятии избыточных административных барьеров для предпринимательской и инвестиционной деятельности, повышении финансовой прозрачности предприятий и организаций.

Все это должно позволить уже в ближайшее время создать условия для значительного притока долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономику России и, в первую очередь, в промышленный сектор экономики, в развитие новых отраслей, радикальное обновление старых предприятий, продукция которых неизменно пользовалась спросом и на внутреннем и на внешнем рынке.

Как одно из важных условий решения проблем экономического роста и интеграции страны в мировую экономику Правительством Российской Федерации рассматриваются иностранные инвестиции.

Такая стратегия развития обязательно приведет к росту благосостояния страны и ее населения, и позволит России расплатиться со всеми накопленными долгами и занять достойное её место в мире.

Итоги 2000 года показали, что Правительству Российской Федерации удалось добиться последовательности в решении поставленных задач социально-экономического развития.

Налажено четкое и конструктивное взаимодействие законодательной и исполнительной властей. Согласованы общегосударственные цели и интересы. Это дало положительный результат и отразилось на качестве работы Правительства и Федерального собрания.

Рост производства товаров и услуг, высокая инвестиционная активность, увеличение реальных доходов населения, действие позитивных тенденций во внешнеэкономической сфере, оздоровление бюджетной ситуации, спокойное развитие событий на внутреннем финансовом рынке, снижение уровня безработицы являлись важнейшими характеристиками складывающейся ситуации в российской экономике по итогам 2000 года.

Это реально демонстрируют цифры. В 2000 году физический объем ВВП возрос почти на 8 процентов по сравнению с уровнем 1999 года, а объем промышленного производства - на 9 процентов. Снизилась инфляция, выросли почти в 4,5 раза золотовалютные резервы страны. Улучшилась динамика инвестиций в основной капитал, рост реальных доходов граждан составил примерно 9 процентов, заработной платы - более 22 процентов. Достигнут профицит федерального бюджета, принят бездефицитный бюджет на 2001 год.

Возрос кредитный рейтинг России. Так, международное рейтинговое агентство Fitch, в августе 2000 года подняло оценку кредитного рейтинга Российской Федерации от 'CCC' до 'B', а международное рейтинговое агентство Standard & Poor's, несмотря на сложившуюся неопределенность ситуации, касающейся российских внешних долгов, в декабре 2000 года повысило кредитный рейтинг России в иностранной валюте с "SD" до "B-".

Положительным итогом происходящего можно считать повышение активности предприятий и их желание вкладывать собственные средства в дальнейшее развитие.

Согласно результатам опроса руководителей базовых промышленных предприятий страны, проведенного Госкомстатом России, предпринимательский климат в стране сейчас наиболее благоприятный за последние 5 лет.

Возрос приток иностранных инвестиций в российскую экономику. По итогам прошлого года общий объем иностранных инвестиций, направленных в российскую экономику вырос по сравнению с 1999 годом почти на 15 процентов. Из общего объема поступивших инвестиций около 40 процентов приходится на прямые.

На данный момент практически завершен первый этап формирования базовых законодательных основ, обеспечивающих новые условия хозяйствования, и приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами.

Новые законодательные инициативы направлены на то, чтобы сделать нашу экономику более прозрачной, создать благоприятные условия для ее интеграции в мировое хозяйство. Это позволит не только существенно ускорить темпы нашего экономического роста, но и повысить привлекательность России для иностранных инвестиций.

Одной из основных и наиболее болезненных проблем, стоящих на пути развития России и отталкивающих от нас иностранных инвесторов, является отсутствие должной защиты прав и интересов собственников, в том числе от действий государства, связанных с принудительным изъятием имущества в его собственность, без которой невозможно развитие рыночной экономики, основанной на равноправии всех форм собственности.

Для решения этой проблемы разрабатываются четкие законодательные нормы, исключающие возможность произвольного и некомпенсируемого изъятия имущества, и обеспечивающие гарантии защиты прав и интересов его владельцев.

С этой целью разработан проект федерального закона "Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)", в котором сформулированы основания и принципы проведения национализации, в том числе носящей принудительный характер; определен объект национализации (предприятие, как имущественный комплекс либо его часть); установлено обязательное принятие отдельного федерального закона по каждому объекту национализации. Принятие указанного проекта федерального закона будет способствовать дальнейшему улучшению инвестиционной привлекательности Российской Федерации, обеспечению прав и законных интересов собственников и недопустимости осуществления национализации в интересах отдельных финансовых и политических групп.

На решение этой же задачи направлена и работа по принятию и введению в действие Земельного кодекса, регулирующего оборот земли.

Утверждены Правила кадастрового деления территории Российской Федерации и Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам. Подготовлены предложения о порядке передачи владельцам зданий и предприятий в собственность земельных участков, на которых они расположены.

Также решается задача защиты прав на интеллектуальную собственность, решение которой необходимо для обеспечения благоприятных условий для активизации инновационной деятельности. С этой целью будут внесены изменения в Патентный закон Российской Федерации, гарантирующие соблюдение прав заявителей и патентообладателей и, тем самым, повысить привлекательность и безопасность патентования в Российской Федерации.

Многие положения Патентного закона будут приведены в соответствие с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS), т.е. принятие данного федерального закона будет реальным шагом на пути к присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО), что в полной мере отвечает политическим и экономическим интересам России.

Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" будет приведен в соответствие с Конституцией Российской Федерации и положениями Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, обеспечивающие возможности присоединения Российской Федерации к TRIPS в случае вступления Российской Федерации в ВТО.

Ни для кого не секрет, что одним из наиболее высоких барьеров на пути инвестиций в России является чрезмерная усложненность процедуры согласования технико-экономических обоснований и проектов строительства, а также получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов. Законодательные инициативы Правительства Российской Федерации направлены, в том числе, на устранение этих недостатков.

Будет радикально упрощена система регистрации юридических лиц, упорядочена система государственного контроля, сокращены лицензируемые видов деятельности, упорядочен и упрощен единого порядок лицензирования на территории Российской Федерации.

В Плане действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы важное место принадлежит сближению российских и мировых норм регулирования экономической деятельности. На решение этой задачи направлены, в первую очередь, мероприятия по реформированию бухгалтерского учета и приведению его в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности.

Процесс преобразований в финансовом секторе России в существенной мере определяется ходом реформирования банковской системы.

Важным направлением регулирующего воздействия Банка России стало создание режима наибольшего благоприятствования для рекапитализации банков. Кредитным организациям предоставлено право производить оплату увеличения уставного капитала иностранной валютой, банковскими зданиями, разработан порядок конвертации обязательств кредитной организации в участие в ее уставном капитале и оплаты уставного капитала кредитных организаций государственными ценными бумагами.

Формирование в Российской Федерации цивилизованного рынка ценных бумаг является одной из основных целей модернизации экономики, т.к. без этого невозможно ускорить процесс привлечения инвестиций в российскую экономику. Одной из основных целей государственной политики в сфере рынка ценных бумаг является создание стимулов для привлечения сбережений населения на российский фондовый рынок и использования этих сбережений российскими предприятиями, нуждающимися в дополнительных источниках финансирования.

В целях стимулирования вложения сбережений в ценные бумаги российских эмитентов будет законодательно обеспечено усиление защиты прав собственников ценных бумаг от незаконного изъятия, прямых хищений в реестре и прочих противоправных действий, а также прав мелких акционеров. В этих целях планируется усилить административную и уголовную ответственность за нарушения прав владельцев ценных бумаг.

Правительством Российской Федерации были приняты "Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации".

В октябре прошлого года в ответ на предложение, высказанное на 12 заседании Постоянного комитета Консультативного совета по иностранным инвестициям в России иностранными инвесторами, о создании аппарата "Омбудсмена", который будет вести всю подготовительную работу по рассмотрению спорных ситуаций было принято распоряжение Правительства Российской Федерации "Об оперативном и эффективном рассмотрении обращений российских и иностранных инвесторов в Правительство Российской Федерации".

Продолжается совершенствование и общей правовой базы по следующим направлениям: выравнивание условий конкуренции, реформирование банковской системы, развитие фондового рынка и инвестиционных институтов, рынка страховых услуг, биржевого товарного рынка, улучшение информационного обеспечения бизнеса.

Вместе с тем, утверждение прогрессивных законов не приведет к формированию благоприятного инвестиционного климата без кропотливой организационной работы Правительства по поддержанию эффективной системы правоприменения и неукоснительному соблюдению всех правовых норм государственными органами и учреждениями. Технология работы государства по привлечению инвестиций также претерпевает изменения.

Правительство Российской Федерации намерено добиться в первоочередном порядке обеспечения эффективной реализации действующих правовых норм и повышения эффективности судебной защиты; совершенствования правового механизма обеспечения исполнения обязательств, а также защиты законных прав и интересов хозяйствующих субъектов, сократить произвольное толкование норм закона в ведомственных инстанциях.

Интенсивно будем формировать действенную независимую судебную систему, включая суды общей юрисдикции, так и систему арбитражных судов. Более того, эту систему планируется дополнить механизмом досудебного, доарбитражного урегулирования споров.

С вступлением в силу с 1 января 2001 года второй части Налогового кодекса Российской Федерации упростился порядок взимания НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц и единого социального налога.

С вступлением в силу с 1 января 2002 года главы 25 "Налог на прибыль организаций", принятой Государственной Думой в первом чтении и доработанной в настоящее время рабочей группой ко второму чтению, предусматривается реформирование существующего налога на прибыль предприятий и организаций, включающее принятие к вычету необходимых и обоснованных деловых расходов, снятие ряда существующих ограничений при отнесении на затраты отдельных расходов, либерализацию амортизационной политики для целей налогообложения и др.

Проектом указанной главы устанавливается, что в состав расходов могут быть включены любые расходы при условии доказательства налогоплательщиком их обоснованности и необходимости для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Предусматривается снятие действующих ограничений при отнесении на затраты при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций отдельных видов расходов, в частности, расходов по рекламе; на обучение промышленно-производственного персонала работе на новом оборудовании и освоению новых технологий, внедряемых в производство; расходов по отдельным видам добровольного страхования и др.

Предусматривается расширение возможностей вычета при определении налоговой базы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки через использование механизма капитализации расходов с последующей их амортизацией; увеличение предельного размера отнесения расходов на подготовку и переподготовку кадров к прочим расходам при определении налоговой базы по налогу на прибыль

Поскольку экспорт ресурсов обеспечивает значительную долю доходной части федерального бюджета и поддерживает развитие сопряженных отраслей и конкретных регионов, внимание Правительства сосредоточено на повышении эффективности реализации проектов в минерально-сырьевых отраслях.

Одна из наиболее показательных проблем в отношениях с иностранными инвесторами - законодательная база соглашений о разделе продукции. В целях повышения эффективности реализации проектов в минерально-сырьевых отраслях Правительством Российской Федерации интенсивно решаются организационные, налоговые и правовые вопросы, связанные с заключенными соглашениями о разделе продукции.

Так, в феврале 2001 года утверждены постановления Правительства Российской Федерации, которые создают условия для сокращения сроков заключения Соглашений по разделу продукции.

С нашей точки зрения, цель СРП заключается в том, чтобы минимизировать издержки и риски инвесторов вне зависимости от конкретного проекта или осваиваемого месторождения. Именно для утверждения такого подхода функции координирующего органа по СРП передали Министерству экономического развития и торговли.

Мы полагаем, что иностранные инвесторы могли бы гораздо активнее участвовать в реализации крупных сырьевых проектов в рамках соглашений о разделе продукции, а также в таких приоритетных для нас сферах, как авиа- и судостроение, развитие инновационных и информационных секторов экономики, транспортной и производственной инфраструктуры.

Внешнеэкономическая политика России сегодня во многом формируется под воздействием мирового рынка и международной конкуренции. Мы учитываем эти процессы и готовимся присоединиться к ВТО.

К настоящему времени завершен в целом первый, так называемый информационный этап процесса присоединения, и одновременно ведется обсуждение обязательств России по присоединению к многосторонним соглашениям ВТО, затрагивающим те или иные аспекты российского регулирования в области торговли и экономики.

Направленность таможенно-тарифной политики на стимулирование притока инвестиций обеспечивается совершенствованием Таможенного тарифа Российской Федерации. В ближайшей перспективе планируется дальнейшее снижение ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, а также на отсутствующее в России сырье при сохранении необходимого уровня тарифной защиты готовых потребительских изделий. Это позволит создать благоприятные возможности для ввоза в Россию оборудования, комплектующих, полуфабрикатов и т.д. для организации современных, в т.ч. сборочных, производств взамен ввоза готовой продукции.

В настоящее время формируется перечень прогрессивного технологического оборудования, в отношении которого предусматривается снижение действующих ставок ввозных таможенных пошлин вплоть до нулевого значения.

Кроме того, принято Постановление Правительства Российской Федерации "Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации".

В заключение хотелось бы сказать, что сегодня, несмотря на множество проблем, которые существуют в России, Правительство предпринимает реальные шаги, направленные на улучшение инвестиционного и предпринимательского климата. И мы уже добились определенных успехов.

Мы верим, что реализация экономической программы Правительства позволит в ближайшие несколько лет обеспечить решение основных социально-экономических задач - таких, как достижение устойчивых темпов экономического роста при позитивных сдвигах в структуре экономики и обеспечение роста реальных доходов населения

По материалам официального сайта Министерства экономического развития и торговли РФ








Проект поддержан Министерством экономического развития и торговли РФ
и Московской ассоциацией предпринимателей

Copyright © 1998-2007 Институт Прямых Инвестиций
Свои вопросы и предложения направляйте на info@ivr.ru
При использовании материалов ссылка на "Инвестиционные возможности России" обязательна

Switch to English version На главную страницу На главную страницу